Влияние изменения дохода и цен на бюджетное ограничение потребителя

При изменении цен и дохода возможности потребителя меняются. При изменении дохода и постоянных ценах возможны два случая: 1) доход растет; 2)доход уменьшается (см. рис).

Влияние изменения дохода на бюджетное ограничение

Рис. 1 а) Влияние изменения дохода на бюджетное ограничение

Влияние снижения цены товара X на бюджетное ограничение

Рис. 1 б) Влияние снижения цены товара X на бюджетное ограничение

Если доход возрастает, то возрастает отношение дохода к ценам (И/Рх, I / Py).

Итак, в случае увеличения дохода новое бюджетное ограничение M1N1 имеет такой же наклон и сдвигается параллельно линии MN вправо вверх.

При уменьшении дохода - соответственно параллельно слева вниз (линия M2N2.

Пропорциональное изменение цен адекватная изменении реального дохода, то есть тоже приводит к параллельному сдвигу бюджетного ограничения: при росте цен - влево, при понижении - вправо.

При изменении цены одного товара изменяется наклон бюджетного ограничения. Например, при уменьшении цены товара X происходит поворот бюджетного ограничения против часовой стрелки вокруг точки М точки пересечения бюджетного ограничения с осью Y (линия MN1 - рыси б).

Равновесие потребителя

Моделирование процесса принятия решения потребителем, охватывает три этапа:

- на первом - формализуются индивидуальные вкусы и предпочтения потребителя, то есть определяется, чего он желает;

- на втором - формализуется, что потребитель может потреблять реально, исходя из его дохода и рыночных цен на блага;

- на третьего - формализуются желания потребителя с его возможностями, то есть определяется, какой вероятный выбор максимизирует благосостояние потребителя (см. рис.)

На рисунке показано, что определенные наборы товаров при заданном доходе и ценах вообще недоступны потребителю (Ш, Ш), потому что расположены за пределами его возможностей.

Точки А и В на кривой безразличия Ш не могут обеспечить максимизацию полезности, потому что при своем доходе потребитель имеет возможность получить высший уровень удовольствия, находясь на максимально высокой кривой безразличия.

Точка Е - точка оптимума потребителя (состояние равновесия потребителя).

Максимальная полезность достигается в точке Е где линия бюджетного ограничения касательная к кривой безразличия, то есть в точке, где наклон кривой бюджетного ограничения равен наклону кривой безразличия.

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при заданном бюджетном ограничении. Как только потребитель получает такой набор, у него исчезают стимулы заменять его на другой.

Равновесии потребителя можно дать геометрическое толкование.

Если равновесие достигается в точке касания линии бюджетных ограничений N к кривой безразличия и2, то это означает, что в точке Е наклон этих двух линий совпадает (справочно: наклон кривой в любой точке соответствует наклона касательной, проведенной к ней в этой точке). Тогда

Потребитель, максимизирующий свою полезность, будет покупать два вида товара таким образом, чтобы их предельные полезности в расчете на денежную единицу цены были равны. Этот подход называется еквімаржинальним принципу.

Равновесие потребителя, при котором он приобретет оба товара, называется внутренней.

Однако может случиться, что потребитель будет максимизировать свою полезность, остановившись на приобретении лишь одного товара. Такое равновесие называется угловой.

Например, потребитель решил ограничить потребление блага , тогда угол наклона кривой безразличия значительно возрастет, и в одном месте линия бюджетных ограничений не сможет быть касательной. Равновесие будет достигаться в точке, которая соответствует максимально возможному количеству блага X что может приобрести потребитель в зависимости от его бюджета.

В приведенном примере угловое равновесие может превратиться во внутреннюю, когда цены значительно снизятся на благо , значительно возрастут на благо X. Если потребитель вообще не захочет отказываться от блага X ради блага , то кривая безразличия будет иметь вид вертикальной прямой, и переход от угловой равновесия к внутренней будет вообще невозможен.

Исключительно угловой равновесие потребителя будет и тогда, когда один из товаров является антиблагом, то есть таким, что имеет отрицательное значение полезности для потребителя. В этом случае изменится сам характер кривой безразличия: вместо нисходящей она станет растущей. Но потребитель никогда добровольно не приобретет антиблаго.

Следует заметить, что практически каждый товар может превратиться в антиблаго, когда он доступен в таком количестве, что полностью удовлетворяет потребности потребителя. Точка, в которой потребитель перестает рассматривать дополнительное потребление как такое, что приносит ему пользу, называется точкой насыщения.

Надо обратить особое внимание на потребление товаров, которые идеально дополняют друг друга, то есть, когда эффективное потребление одного товара без определенного количества другого вообще невозможно (автомобили и номерные знаки, ботинки и шнурки к ним и тому подобное). В этом случае ни изменение соотношения цен, ни доход потребителя не будут влиять на соотношение этих товаров в наборе, который получит потребитель.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы