Этапы систематизации

законодательство кодификация сперанский правопорядок

В качестве исходной основы систематизации законодательства М.М. Сперанский предложил "издание Полного собрания законов по хронологическому порядку - предприятие огромное и могущее составить памятник в истории всех законодательств" Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 103-110.. Полное собрание законов должно быть не чем иным, как собранием важнейших памятников русского права, начиная с Соборного уложения, соединенных вместе, в хронологическом порядке без всякого изменения Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675). 1830. С. 1-31.. Кроме того, Полное Собрание законов должно было стать фундаментом всей русской истории и правоведения. Наконец, Полное собрание необходимо было для уяснения смысла законов, помещенных в Своде. "Свод - как закон буквальный, как основание решений, а текст Собрания как руководство к лучшему и полнейшему закона разумению" Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб.: тип. II Отделения Собственной е.и.в. канцелярии, 1837. 198 с..

Второй этап систематизации законодательства должен был заключаться в составлении Свода законов. Свод законов должен был быть консолидированным и внешне обработанным собранием действующего законодательства, изложенного по известной системе и без особых и принципиальных его изменений. "Свод есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке. Порядок бывает или хронологический, когда законы слагаются по порядку их издания, или азбучный, когда они располагаются по порядку слов; или систематический, когда они расположены по предметам" Сперанский М.М. Предположения к окончательному составлению законов. // Русская старина. 1876. № 2. С. 433-435.. М.М. Сперанский пришел к выводу о необходимости Свода законов как тематической (отраслевой) консолидации законов. В "Обозрении исторических сведений о Своде законов", исходя из состояния русского права в тот период, он обосновывал необходимость Свода законов, объясняя это особенностями нашего юридического быта. Главной особенностью М.М. Сперанский считал, что Россия не получила, в отличие от западноевропейских стран, заимствовавших римское право, его стройной системы, которую составляли "законы высоким знанием придуманные, долголетним опытом испытанные и веками утвержденные" Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб.: тип. IIОтделения Собственной е.и.в. канцелярии, 1837. 198 с.. Основная задача Свода законов империи, по его мнению, это дальнейшее совершенствование законодательства.

Следующим этапом устранения пробелов в законодательстве была кодификация российского общеимперского законодательства в рамках создания отраслевых уложений. И здесь прослеживается мысль М.М. Сперанского, что Уложение есть систематическое изложение законов по их предметам, то есть на основе консолидированных узаконений должна была появиться стройная система действующего законодательства.

И последним этапом систематизации законодательства, как предлагал М.М. Сперанский, было создание учебной книги, то есть предусматривалось на общегосударственном уровне, централизованно решить проблему создания учебной литературы для чиновников и юристов с привлечением для ее написания правоведов и практиков. Он указывает: "Учебная книга есть то же самое уложение, более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах". Для практической деятельности предлагалось издать комментарий к систематизированному законодательству.

Программа М.М. Сперанского затрагивала и организационную сторону - требовались существенные преобразования в структуре, составе и ходе Комиссии составления законов. Следовало с большей точностью определить компетенцию этого учреждения, пересмотреть состав Комиссии, предусмотреть последовательность работ и определить сроки завершения подготовки собраний, сводов, уложений, учебных книг. В итоге, изучив представленную программу упорядочения законов, Николай I согласился с предложениями, но отклонил мысль о составлении уложения, "которая казалась ему чем-то отвлеченным, слишком теоретическим, и остановил свой выбор на Своде законов существующих с исключением всего недействующего, без всяких изменений в существе их" Бычков А.Ф. К 50-летию Второго отделения Собственной е.и.в. канцелярии // Русская правда. 1876. № 2. С. 431.. Высочайшим указом от 31 января 1826 г. было учреждено Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которая под непосредственным наблюдением государя императора должно было продолжать многократно прерывавшиеся и не достигшие цели труды различных комиссий Корево Н.Н. Об изданиях законов Российской империи, 1830-1899. Сборник сведений об изданиях Свода законов и Продолжений к нему. Полного собрания законов, Сводов военных и морских постановлений, а также об изданиях местных законов. СПб.: Гос. тип., 1900. 163 с.. Комиссия составления законов упразднялась. Начальником образованного Второго отделения был назначен действительный статский советник М.А. Балугьянский. М.М. Сперанский, на которого были возложены управ­ление делами и доклады, не получил в нем официальной должности: можно предположить, что сам он оказался под надзором. В соответствии с планом Сперанского было начато составление Полного собрания законов Российской империи. Методика составления Собраний определялась следующими принципами. Все книги разделены на две части - "главные эпохи". Первая начиналась Соборным уложением 1649 г. и продолжалась по 12 декабря 1825 года - по день издания Манифеста Николая I. Эта эпоха включала в себя 176 лет и составляла первое собрание. Вторая начиналась с окончанием первой и составляла второе собрание. Это собрание продолжалось ежегодным изданием законов каждого минувшего года Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675). 1830. С. 1-31..

В Полное собрание законов в качестве источников российского права вносились и судебные прецеденты. При этом Сперанский разъяснил их отличие от судебных актов правоприменительного характера. "Судебные решения, - писал он, - имеют силу … единственно в тех случаях, по коим они состоялись, посему они не могли вместиться в Собрание законов общих. Но в семь правиле допущены следующие изъятия: есть судебные решения, - коих сила распространена в самом их изложении на все случаи, им подобные; есть другие, кои, быв в начале частными, приняты впоследствии примером и образцом других решений, и таким образом сделались общими". Нужно подчеркнуть, что Сперанский обосновывал включение в собрание судебных решений, содержащих интерпретацию правовых установлений, делая упор, что "есть решения частные, но в них сделано изъяснение закона общего, установлен точный смысл его, и отвергнуты толкования, с разумом его несообразные". Исходя из этого "все таковые и сим подобные судебные решения допущены в составь Собрания. Подобное сему изъятие сделано и в решениях дел уголовных. Важнейшие из оных, особенно по преступлениям государственным признано полезным сохранить в Собрании". Сперанский указывал, что "за сим все частное, все личное, все меры временные и случайные исключены из состава книг законных; но и здесь допущено некоторое изъятие: есть распоряжения, по существу своему частные и случайные, но по историческому их достоинству важные. Они сохранены в Собрании как памятник того века, как указание общественных его нравов, как изображение гражданской его жизни" Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675). 1830. С. 1-31.. Осознавая значение для дальнейшей правотворческой и правоприменительной практики в качестве материального источника права традиций полиэтничного населения, он стремился к объективированию их в нормативном компоненте правовой системы.

Особо подчеркнем, что Сперанский большое значение придавал и исторической ценности издания законодательства Российской империи, оценке и использованию законодательного опыта Российского государства. "Известно, что законы изображают… внутреннюю жизнь государства, - подчеркивал Сперанский. - В них видно, как нравственные и политические его силы слагались, образовались, возрастали и изменялись. Следовательно, история государства без познания законов не может иметь ни ясности, ни достоверности, так как, с другой стороны, законы без истории часто бывают невразумительны. Посему, чем благовременнее законы приводятся в известность, тем источники истории для современников становятся удобнее, для потомства достовернее" Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675). 1830. С. 1-31.. Стоит добавить, что в условиях реформы государственного управления и возрождения принципа централизации такой взгляд на систематизацию законодательства должен был найти понимание и поддержку в правящих кругах феодально-дворянской верхушки.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом