Полное собрание законов

Сперанский определил и процедурно-организационные основы подготовки Полного собрания законов. Ее ход предполагалось разбить на три этапа, которые должны были обеспечить полноту выявления и достоверность законодательных актов. Он в качестве первого этапа определил "прежде всего во всех сих местах сделать изыскания и составить реестры узаконениям". Составление реестров законодательных актов предполагалось провести чисто механически в архивах и действующих государственных учреждениях, включая в них все, что считалось узаконениями. При этом любая оценка характеристик документов с точки зрения их подлинности или вторичности в компетенцию чиновников не входила. Далее в качестве второго этапа "должно был состояться "по сим реестрам" сбор узаконения". Тексты должны были доставляться во Второе отделение. Завершающим, третьим этапом подготовки было "собранным узаконениям произвести точную поверку". При этом она должна производиться "троекратно:

1) сличением списков с подлинными указами;

2) ревизиею чрез особенных для сего отряженных чиновников;

3) окончательною ревизиею других чиновников при составлении связок для отправления в типографию".

Им были сформулированы и основные правила печати самих узаконений в Полном собрании законов, заложив тем самым основы законодательной техники для актов официальной инкорпорации российских узаконений. Для удобства практического использования он определил создать хронологический и предметные указатели. Отдельно предложено было вынести и отпечатать книги штатов, тарифов.

Во второй половине 1820-х годов были проведены работы в огромных масштабах - составлены реестры узаконений, по этим реестрам собраны сами узаконения, проведена точная их поверка. Число указов по реестрам Санкт-Петербургского Сенатского архива, бывшей комиссии составления законов, Военной коллегии и разных министерств составляло свыше 53 тыс. На втором этапе при собрании самих узаконений было доставлено и просмотрено около 5,5 тыс. книг узаконений, проверена достоверность их текстов. При этом оказалось, что многие указы имели двойные заглавия и числа, некоторые не являлись законом и не подлежали изданию Корево Н.Н. Об изданиях законов Российской империи, 1830-1899. Сборник сведений об изданиях Свода законов и Продолжений к нему. Полного собрания законов, Сводов военных и морских постановлений, а также об изданиях местных законов. СПб.: Гос. тип., 1900. 163 с..

Итак, Полное собрание законов состояло:

1) из текста самих законов;

2) из Указателя;

3) из книги штатов и тарифов;

4) из книги чертежей и рисунков.

В него наряду с законодательными актами, исходящими от верховной власти, были включены нормативные акты, издаваемые от имени царя Сенатом, министерствами, а также некоторые временные и частные распоряжения. Весь этот материал располагался по томам Собрания в хронологическом порядке в зависимости от времени утверждения актов. Все включенные в Собрание акты печатались полностью: так, как они были изданы первоначально. Полное собрание имело свою отдельную нумерацию помещенных в нем актов. Для облегчения пользования Собранием издавались хронологические и алфавитные по предмету указатели. Полное собрание законов Российской империи представляло хронологическую инкорпорацию изданного в России законодательства. В его первое собрание из 45 весьма объемных томов вошли акты за 1649-1825 гг. - 30 928 узаконений. Второе собрание, издаваемое ежегодно, стало выполнять функцию официальной публикации узаконений и издавалось до 1881 г. - 61 928 законодательных актов. Третье издавалось до 1917 г. и его последний том (т. 33), изданный в 1916 г. включал узаконения за 1913 г. - 40 846 законодательных актов. Полное собрание законов стало официальным систематическим изданием законов Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург.: УрАГС, 2005. 324 с.. Всего же три собрания законов Российской империи включили более 133 тыс. узаконений.

Создание под идейно-теоретическим руководством Сперанского Первого Полного собрания законов Российской империи выступило в качестве базового этапа наведения порядка в изданных ранее и организации официальной публикации издаваемых узаконений. Решение этой проблемы подготовило основу для создания впоследствии Свода законов Российской империи 1832 г. и его последующих переизданий вплоть до 1917 г., а также кодификации российского законодательства. До настоящего времени оно является единственным полным источником для изучения законодательного наследия нашей страны, в котором доступно и удобно продемонстрировано, что "вся публично-правовая деятельность и действующие нормативные акты государственной власти в границах ее компетенции интегрируются, выражая многообразие объективных отношений, связывающих власть с населением" Красняков Н.И. Формирование имперских характеристик в форме Российского государства XVIII-начала XIX вв. // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2007. № 1. С. 104-109..

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом