Введение

Систематизация законодательства занимает одно из основных мест в юридической политике государства, ведь соединяя теорию и практику правового регулирования общественных процессов, данный институт создает дополнительные стимулы законности и правопорядка. Современное состояние позитивного права характеризуется его радикальным обновлением, что вновь, как и в другие переломные моменты российской государственности, требует вдумчивого, наукоемкого его упорядочения, с применением опыта учета традиций и новаций в создании собраний и сводов законов в историко-правовом прошлом России.

В контексте предлагаемого подхода заметим, что юридическая политика представляет собой властно-управленческую деятельность, направленную на определение стратегии и тактики развития юридической сферы государственной деятельности и совершенствование институтов, связанных с государственным управлением, политико-территориальным устройством, определением системы взаимоотношений с подданными. Сюда также относим развитие механизмов издания и систематизации узаконений, преобразования в государственном строительстве и государственной службе, судебной системе, совершенствование правительственного надзора, организацию подготовки юристов и развитие правовой науки Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург.: УрАГС, 2005. 324 с.. На наш взгляд необходимо следовать утверждению, что в комплексе взаимосвязанных проблем, решаемых государством в юридической сфере жизнедеятельности общества, ведущее место занимает законодательное направление юридической политики (законодательная политика) - деятельность, связанная с оформлением политических решений власти на уровне законов, со­вершенствованием механизмов и процедур законотворчества, обнародованием узаконений и их систематизацией Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Ч. 1. Факторы, деятели, идеология. Екатеринбург.: УрАГС, 2004. 252 с.. Соответственно систематизация законодательства по своей содержательной направленности выражается в проведении работ по упорядочению действующих нормативных правовых актов и имеет своей целью предание законодательному массиву упорядоченного, критериально оформленного, четко структурированного характера. Именно с таких позиций и будут рассмотрены контуры и подходы, а также и управленческо-государственная деятельность в Российской империи первой половины XIX в. по развитию национальной правовой системы.

Все выше сказанное обуславливает актуальность темы данной работы.

Целью и задачами данной работы является анализ хода и результатов систематизации российского права в первой половине XIX в.

Предпосылки систематизации российского права в первой половине XIX в

Накопленный человечеством к началу нового времени правовой опыт в систематизации законодательства отразил стремление к порядку и законности и в Российском государстве. С опорой на данное обстоятельство все XVIII столетие, начиная с указа Петра I от 18 февраля 1700 г., в котором он повелел: "Снести Соборное Уложение 1649 года с Постановлениями, после него состоявшимися" Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской Империи М.М. Сперанским // Журнал Российского права. 2001. № 5. С. 154-160., создавались многочисленные учреждения по систематизации узаконений, но проблема так и осталась нерешенной. Хаотическая бессистемность накопленного после издания Соборного уложения нормативного материала не способствовала повышению роли правового регулирования процессами в стране, не обеспечивала единства деятельности государственного аппарата и даже создавала почву для произвола и злоупотреблений чиновников, сохранявших монопольное право на доступность и знание узаконений. В этих условиях возможность и реальное манипулирование узаконениями на уровне государственных структур и отдельных лиц не способствовали обеспечению законности и правопорядка Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург.: УрАГС, 2005. 324 с.. Останавливаясь на оценке количественных показателей процесса формирования комплекса узаконений, необходимо отметить, что достоверного учета не было, и никто даже не знал количества изданных нормативных актов.

Несомненно, первая четверть XIX в. стала существенным новым этапом в правительственных попытках решить проблему преодоления хаоса в законодательстве, что выразилось в твердом намерении Александра I разрешить эту проблему. Привлечение к работам доверенного лица императора М.М. Сперанского позволило сориентировать деятельность Комиссии составления законов на создание проектов кодифицированных законодательных актов в основных сферах правового регулировании - проектов Гражданского, Торгового и Уголовного уложений Российской империи. Но в ходе этих работ вследствие противодействия высших чиновников, неумения Сперанского найти союзников и внешнеполитических амбиций России в Европе проблему не удалось решить, а подготовленные законопроекты так и не увидели законодательного признания. И потому при всех многочисленных попытках реорганизации работы Комиссии составления законов и усилиях по реализации планов, безусловно, важных и позитивных в смысле накопления отечественного опыта, значимых результатов не было, и поставленная властью задача наведения порядка в узаконениях так и осталась невыполненной, а рассмотрение в 1810-1822 гг. в Государственном совете проектов уложений показало их несовершенство. Основные проблемы состояли в отсутствии четкой концепции работ, отсутствии достаточного количества подготовленных чиновников и попытке кодифициро­вать российское право, минуя стадию разбора законодательного массива и опубликования прежде изданных узаконений. В итоге результат был прежним, а количество узаконений возросло. Новым и наиболее продуктивным этапом в систематизации российского законодательства стал период 1825-1850-х годов, когда процесс упорядочивания законов был переведен в строгие рамки концептуального и организационного характера Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург.: УрАГС, 2005. 324 с..

Вступив 12 декабря 1825 г. на престол, Николай I специальным указом от 31 января 1826 г. объявил о том, что принимает дело упорядочивания законов в непосредственное ведение. По его поручению в январе 1826 г. М.М. Сперанский подал Николаю I две записки, которые показывали состояние работ по систематизации и излагали его предложения по ходу дальнейших работ - "Краткое историческое обозрение комиссии составления законов" и "Предположения к окончательному составлению законов". В них Сперанский кратко освещает ход работ по систематизации законодательства в России и обращает внимание на то, что интенсивность законодательной деятельности неизбежно обостряла проблему систематизации законодательства. В данных источниках М.М. Сперанский также проанализировал причины неудач всех предыдущих законодательных комиссий. Одновременно он обращает внимание как на отсутствие квалифицированных и юридически подготовленных для данных работ юристов и чиновников, так и на отсутствие идеологии самих работ. Во второй записке - "Предположения к окончательному составлению законов" - выстраивается общая программа систематизации законодательства и определяется возможный общий и календарный план работ, предложена общая схема систематизации законодательства - 1) свод, 2) уложение, 3) учебную книгу Сперанский М.М. Предположения к окончательному составлению законов. // Русская старина. 1876. № 2. С. 433-435..

Стоит учесть, что представленные Сперанским в начале января 1826 г. Николаю I записки с оценкой проделанных в XVIII - первой четверти XIX вв. работ и план проведения будущей систематизации законодательства показывают оформление его общих концептуальных подходов к созданию актов систематизации законодательства Российской империи. То были первые наброски будущей программы, но и они уже определили основные направления и формы актов систематизации узаконений и в них уже просматривается будущие планы работ. Говорить же о сложившейся программе деятельности по наведению порядка в законодательном массиве страны пока еще рано. По мнению М.М. Сперанского, прежде всего необходимо было разобраться со всем накопившимся нормативным материалом страны и начать с хронологической инкорпорации российских узаконений. Результатом этого первого этапа должно было стать Полное собрание законов Российской империи. Следующим этапом должна была стать консолидация законодательства России на уровне Свода законов, отдельные части которого (на уровне тематической, отраслевой консолидации) объединили бы отраслевое законодательство. На этом должен был базироваться третий, завершающий этап систематизации отраслевого законодательства - его кодификация в виде уложений (государственного, гражданского, уголовного и т.д.). Дополнительно в качестве комментариев к уложениям должно было стать создание "учебных книг".

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом