Противоречия в системе: природа-биосфера-человек

Взаимоотношения природы общества нельзя рассмат-ривать вне противоречий, неизбежно возни-кающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его произво-дительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в плане-тарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противо-речия, дисгармония между человеком и природой.

Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие сво-их составных частей, есть единое целое. Именно поэтому воздействие человека на отдельные части внешне покорной и мирной природы одновременно оказывает влияние, причем не-зависимо от воли людей, и на другие ее составляющие. Результаты ответной реакции часто бывают непредсказуемы, они плохо под-даются прогнозированию. Человек распахивает землю, помогая росту полезных ему растений, но из-за ошибок в земледелии смы-вается плодородный слой. Вырубка лесов под сельхозугодья лиша-ет почву достаточного количества влаги, и в результате поля вско-ре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает со-противляемость травоядных и ухудшает их генофонд. Подоб-ный "черный список" локальных воздействий человека и от-ветной реакции природы можно продолжать бесконечно.

Игнорирование человеком целостного диалектического ха-рактера природы приводит к отрицательным последствиям как для нее, так и для общества. Об этом в свое время прозорливо писал Ф. Энгельс: "Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую оче-редь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вто-рую и третью очередь совсем другие, непредвиденные послед-ствия, которые очень часто уничтожают последствия первых".Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколе-ниями людей закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная реальность и сегодняшнего дня. Горь-ким свидетельством тому, как упорно человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмот-ного орошения и ставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря (Аральское) и т.п.

Отрицательным как для природы, так и для общества ста-новится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Термин "экология", впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотно-шениях живых организмов с окружающий средой. Ученый пола-гал, что новая наука будет заниматься только взаимоотноше-ниями животных и растений со средой их обитания. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно во-шел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически име-ем в виду социальную экологию -- науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охаракте-ризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатиро-вала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (регио-нальные), а глобальные (всемирные) экологические проблемы:

уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов расте-ний и животных; в значительной мере истреблен лесной по-кров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулято-ром природных процессов; атмосфера во многих местах загряз-нена до предельно допустимых норм, чистый воздух становитсят дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно создан-ных человеком элементов. С началом космических полетов Проблемы экологии пере-местились и в открытое космическое пространство. Не утилизи-рованные отходы от космической деятельности человека нака-пливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружи-ли многочисленные обломки и остатки от искусственных спут-ников Земли, посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической эколо-гии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на по-явление озоновых дыр в атмосфере Земли.

Возникла еще одна неведомая ранее проблема -- экология и здоровье человека. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению структуры человеческих заболе-ваний. Появляются новые болезни, принесенные цивилизаци-ей: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетиче-ские изменения в организме. В связи с крайне неблагоприят-ной экологической ситуацией в крупных промышленных горо-дах во много раз увеличилось число заболеваний верхних дыха-тельных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических заболеваний сделала рез-кий скачок вверх.

Становится совершенно очевидной пагубность потребитель-ского отношения человека к природе лишь как к объекту полу-чения определенных богатств и благ. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отношения к природе и в ко-нечном счете к самому себе.

Каковы же пути решения экологических проблем Прежде всего следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в част-ности, необходим ряд целенаправленных мер по экологизациц производства: применение природосберегающих технологий и производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале -- создание безотходных технологай замк-нутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый жесткий контроль за произ-водством продуктов питания, что уже осуществляется во мно-гих цивилизованных странах.

Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании дина-мического равновесия между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, за-поведников и т.п.).

Однако ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого междуна-родного объединения была сделана в начале нашего века. В ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представи-телей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударствен-ные формы сотрудничества выходят на качественно новый уро-вень. Заключаются международные концепции по охране окру-жающей среды, осуществляются различные совместные разработ-' ки и программы. Активна деятельность "зеленых" (общественных организаций по защите окружающей среды -- "Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы "озоновых дыр" в атмосфере Земли. Сле-дует, однако, признать, что при весьма различном уровне соци-ально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от желаемого и необходимого уровня.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотноше-ний человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее зна-чение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти -- на 35 лет, природного газа -- на 50. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и боль-шой. В связи с этим необходимы разумные структурные изме-нения в мировом энергобалансе в сторону расширения приме-нения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источни-ков энергии.

Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над кото-рым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства. С большим трудом, совершая мучительные ошибки, челове-чество постепенно все больше начинает осознавать необходи-мость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом