Индивидуальные особенности памяти

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной. Например, некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно речевых движениях[37]. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным). Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей[7].

Тип памяти зависит не только от природных способностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

С другой стороны, память различных людей может отличаться и уровнем своей организации. Как показывают наблюдения, у одних лиц преобладают непосредственные чувственные формы запоминания (зрительные, слуховые и т.п.), в то время как у других запоминание носит преимущественно характер сложного кодирования материала, превращая его в вербально-логические схемы. Именно это имел в виду И.П. Павлов, когда делил людей на две группы, из которых одна относится к «художественному», а другая к «мыслительному» типу[35].

Различия в продуктивности заучивания выражаются также в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Индивидуальные различия в памяти далеко не всегда являются лишь частными особенностями, не выходящими за пределы мнестических процессов[14]. Нередко они приводят и к значительным изменениям в структуре всей личности человека. На примере некого Ш., описанного А.Л. Лурия, необходимо отметить тот факт, что необычайные способности его памяти отражались на структуре его мышления и на способностях его личности. Обладая исключительной зрительной памятью, Ш. без труда решал сложные задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать наглядными образами. Однако для него представляли часто непреодолимую трудность решение абстрактных задач, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане было невозможным. Наибольший интерес представляет особенность личности Ш. Наглядные образные представления были у него настолько сильны, что мир его воображения иногда сливался с миром реальных впечатлений, и именно эти границы между реальным и воображаемым миром, столь отчетливые у обычного человека, у него были очень размытыми. Поэтому поведение Ш. часто отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии, и сверхмощное развитие наглядной образной памяти приводило к формированию особых черт его личности в целом.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом