Методы организации исследования

Цели, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования

Цель:

Исследовать память и мышление в группе испытуемых и найти зависимость мышления от памяти - корреляцию между мышлением и памятью.

Объект:

Дети в возрасте 5-6 лет.

Предмет:

Психологические процессы: мышление и память.

Гипотеза:

Мышление ребенка развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Задачи:

1. Исследовать уровень развития мышления у детей.

2. Исследовать объем кратковременной памяти.

3. Выявить взаимосвязь между мышлением и памятью.

Методы исследования

В качестве методов исследования были выбраны следующие методики:

1. Тест «Классификация» (методика Гольдштейна - Выготского - Зейгарник) - для детей 5-7 лет. Методика взята из книги Т.В. Чередниковой «Проверьте развитие ребенка. - 105 психологических тестов». Эта методика направлена на проверку уровня развития логических операций подведения под класс, а также выделение функционально-смысловых и существенных признаков предметов. Методика выявляет уровень обобщающего мышления ребенка, его способность устанавливать родовидовые отношения между предметами и выделять их существенные признаки, а не только опираться на наглядные признаки сходства или, меньше того - на конкретно-ситуативные связи между предметами. Во время теста ребенку предлагается набор картинок (до 50 штук), которые необходимо сгруппировать по какому-то объединяющему их признаку. Тест проходит в три этапа. По результатам его работы дается оценка результата - оценивается самостоятельность, количество правильно образованных групп и умение объяснить ход своей работы.

2. Тест «Сложные фигуры» - для детей от 5 лет. Тест взят из серии методик Векслера, направленных на исследование памяти (шкала памяти Векслера). Методика «Сложные фигуры» - это визуальная репродукция, служит для проверки способностей произвольного зрительного запоминания сложных изображений. В ходе исследования ребенку предъявляются изображения геометрических фигур, после чего ему предлагается зарисовать на бланке (Приложение) то, что запомнилось. Оценка результатов происходит по количеству правильно воспроизведенных деталей фигур.

Ход исследования и расчет статистических данных

Во время исследования данные методики проводились на детях в возрасте 5-6 лет. Количество испытуемых в экспериментальной группе составило 20 человек. Вначале было предложено выполнить тест «Сложные фигуры» для исследования памяти, а на следующий день был проведен тест «Классификация» для определения уровня мышления. Результаты, полученные в ходе исследования представлены в виде таблицы (Таблица 1. Приложение).

Для удобства расчетов полученные данные можно представить в виде следующих таблиц:

1. Для теста «Сложные фигуры»:

Результат теста "Сложные фигуры" (Х)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

Количество человек с таким результатом (f)

1

1

2

1

4

1

4

4

2

20

x*f

2

3

8

5

24

7

32

36

20

137

2. Для теста «Классификация»:

Результат теста "Классификация" (Х)

2

3

5

6

7

8

9

10

11

13

15

Итого:

Количество человек с таким результатом (f)

1

2

1

1

2

1

4

2

2

2

2

20

x*f

2

6

5

6

14

8

36

20

22

26

30

175

Средняя арифметическая является обобщающей характеристикой совокупности единиц по качественно однородному признаку. Средняя арифметическая равна сумме значений признака, деленная на их число.

Средняя арифметическая рассчитывается следующим образом:

Для теста «Сложные фигуры» она будет равна:


Для теста «Классификация» средняя арифметическая равна:


Расчет средней величины показал, что в данной экспериментальной группе развитие памяти (результат - 6,9) и мышления (результат - 8,8) находятся на среднем уровне, что является нормой для возраста детей 5-6 лет.

Мода - это величина признака, наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности.

Наиболее часто встречающимися результатами при проведении теста «Сложные фигуры» были 6, 7 и 9. Исходя из этого, можно говорить о мультимодальном распределении. Мультимодальность часто может показывать, что выборка не является однородной и наблюдения порождены двумя или более наложенными распределениями.

При проведении теста «Классификация», наиболее частым результатом был 9, следовательно, мода для этого теста равна 9.

Медиана - признак, расположенный в середине вариационного ряда, т.е. такое значение признака, которое делит объем совокупности пополам. Обозначается - Ме. Численное значение медианы можно определить по ряду накопленных частот. Если сумма накопленных частот против одного из признаков будет равна половине объема совокупности, то значение этого признака и будет равно значению медианы.

Сначала найдем медиану для теста «Сложные фигуры», для этого построим таблицу для определения суммы накопленных частот:

Результат теста "Сложные фигуры" (Х)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

Количество человек с таким результатом (f)

1

1

2

1

4

1

4

4

2

20

Сумма накопленных частот

 

2 (1+1)

4 (2+2)

5 (4+1)

9 (5+4)

10 (9+1)

14 (10+4)

 

 

 

Так как в нашем исследовании четное число испытуемых и сумма накопленных частот равная половине совокупности находится напротив результата 7 и результата 8, то необходимо рассчитать среднее значение этих чисел. Для теста «Сложные фигуры» Ме = 7,5

Теперь найдем медианы для теста «Классификация».

Результат теста "Классификация" (Х)

2

3

5

6

7

8

9

10

11

13

15

Итого:

Количество человек с таким результатом (f)

1

2

1

1

2

1

4

2

2

2

2

20

Сумма накопленных частот

 

3 (1+2)

4 (3+1)

5 (4+1)

7 (5+2)

8 (7+1)

12 (8+4)

 

 

 

 

 

Для теста «Классификация» Ме = 9

Для того чтобы определить разброс выборки, необходимо найти сначала дисперсию, а затем стандартное отклонение, которые вычисляются по формуле:

Но для этого сначала находим и для каждого из тестов:

Для теста «Сложные фигуры» построим вначале вспомогательную таблицу:

Результат теста "Сложные фигуры" (Х)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

Количество человек с таким результатом (f)

1

1

2

1

4

1

4

4

2

20

Х2*f

4

9

32

25

144

49

256

324

200

1043

Теперь рассчитаем необходимые величины:

Стандартное отклонение позволяет сказать, что большая часть результатов по этому тесту располагается в пределах 2,13 от средней величины, т.е. между 4,77 (6,9-2,13) и 9,03 (6,9+2,13) - (между результатами 5 и 9).

Построим вспомогательную таблицу для теста «Классификация»:

Результат теста "Классификация" (Х)

2

3

5

6

7

8

9

10

11

13

15

Итого:

Количество человек с таким результатом (f)

1

2

1

1

2

1

4

2

2

2

2

20

Х2*f

4

18

25

36

98

64

324

200

242

338

450

1799

И рассчитаем необходимые величины:

Большая часть результатов по этому тесту располагается в пределах 3,54 от средней величины, т.е. между 5,26 (8,8-3,54) и 12,34 (8,8+3,54) - (т.е. между результатами 5 и 12).

Относительным показателем колеблемости является коэффициент вариации (V):

Коэффициент вариации позволяет сравнивать вариации различных признаков, а также одноименных признаков в разных совокупностях.

Для теста «Сложные фигуры» этот коэффициент будет равен:

Полученное число, показывает меру рассеивания признака в процентном соотношении. Коэффициент равный 30,8% говорит о средней изменчивости разброса в выборке.

Для теста «Классификация» он равен:

Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс и меньшая выравненность исследуемых значений. Коэффициент равный 40,2% говорит о неоднородности информации.

Корреляционный анализ говорит о взаимосвязи величин. Он включает в себя измерение тесноты и направления связи, а также установление аналитического выражения (формы) связи.

Связи между признаками могут быть слабыми и сильными (тесными). Их критерии показаны в таблице, расположенной ниже.

Количественные критерии оценки тесноты связи (шкала Чеддока):

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу практической работы, необходимо найти коэффициент корреляции и сравнить его со шкалой Чеддока. Коэффициент корреляции рассчитывается следующим образом:

Но сначала необходимо найти:



При сравнении полученного коэффициента со шкалой Чеддока, можно говорить о сильной зависимости между результатами этих двух тестов («Сложные фигуры» и «Классификация») и о сильной корреляции между памятью и мышлением.

Теперь необходимо сделать проверку достоверности данных. Для этого используется сравнение групп методом Стьюдента. Он рассчитывается следующим образом:

По таблице t-критериев Стьюдента определим доверительную вероятность. Результат по методике Стьюдента равный 2,07 говорит о том, что вероятность допустимой ошибки составляет 0,05. Это говорит о достоверности данных.

Выводы по главе

При исследовании уровня развития памяти в экспериментальной группе, используя тест «Сложные фигуры», был получен средний результат 6,9 баллов, это является нормой для группы детей 5-6 лет с нормальным интеллектуальным развитием

Исследуя уровень развития логического мышления по тесту «Классификация», был получен средний результат - 8,8 баллов. Это говорит о способности детей, участвующих в эксперименте, устанавливать родовидовые отношения между предметами и выделять их функционально-смысловые и существенные признаки. Такой результат является нормой для детей 5-7 лет.

В процессе исследования была выявлена сильная зависимость между результатами теста «Сложные фигуры» - проверка способностей произвольного зрительного запоминания и тестом «Классификация» - для определения уровня развития логического мышления. Гипотеза, которая была поставлена на защиту в своей практической работе «Мышление ребенка развивается в непосредственной зависимости от памяти» подтвердилась.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом