Теоретические основы исследования памяти как интегративного психического процесса

Физиологические основы памяти

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет на ней «след» в виде определенных изменений, которые обеспечивают течение повторяющихся нервных процессов, а также делают возможным их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя[4]. Это последствие влияний раздражителя и есть наиболее элементарное проявление психологической памяти, которое можно наблюдать как на отдельном нейроне, так и на работе всей нервной системы в целом[5].

Исследования советского психолога Е.Н. Соколова показали, что длительное повторение одного и того же сигнала приводит к привыканию к нему, которое проявляется в исчезновении ориентировочных рефлексов на этот раздражитель, ставший привычным. Также стало известно, что чем чаще встречается определенный сигнал и чем больше испытуемый привыкает к нему, тем быстрее он дает на него двигательную реакцию (меньше латентный период реакции). Таким образом, мозг регистрирует не только сам факт подачи сигнала, но и ту частоту, с которой он предъявляется, а на основе этого регулирует быстроту ответной реакции.

Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи, которые прокладываются при движении нервных процессов к коре головного мозга. Большое значение имеет структура ассоциативных нейронов с короткими аксонами, составляющими вторичные поля, которые обеспечивают объединение различных комбинаций раздражений в блоки, осуществляя синтетическую функцию. Поражение первичных и вторичных полей задерживает формирование высших психических функций. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом и говорил И.П. Павлов: Временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих, а вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией[5].

Исследованиями американских нейрофизиологов Лоренте-де-Но и Мак Кэллонка было установлено, что в коре головного мозга существуют аппараты, позволяющие возбуждению длительно циркулировать по замкнутым цепям, а долговременная память обеспечивается распределением синаптических связей между нейронами. Строение нейрона (основного клеточного элемента мозга, субстрата долговременной памяти) можно представить следующим образом: сома (тело клетки), дендриты (клеточные отростки, куда поступают входные электрические импульсы) и аксон (ветвящийся на конце клеточный отросток, по нему нейрон посылает электрические импульсы). Нейроны контактируют между собой через синапсы, особые образования на дендритах и аксонах. Электрическое возбуждение, приходящее по дендритам, суммируется на соме, и если его величина превышает некоторое пороговое значение, генерируется выходной импульс, который распространяется по аксону. Когда этот импульс достигает аксонных окончаний (синапсов) из них выделяется медиатор (химическое вещество, специфическое для данного типа нейронов). Медиатор диффундирует к синаптическим окончаниям дендритов других нейронов, и когда медиатор достигает их, то в них генерируется электрическое возбуждение, которое передается в сому. В результате совокупной активности нейронов происходят постепенные изменения в структуре нейронов и межнейронных связей (в основном, меняется количество и расположение синапсов). Эти изменения и составляют основу обучения и долговременной памяти. Существенным механизмом сохранения следов, по этим предположениям, является механизм синаптической передачи возбуждения, который и обеспечивает переход возбуждения с одного нейрона на другой и дает возможность осуществлять длительное сохранение возбуждения, протекающего по «реверберационным кругам»[5].

С развитием биохимических методов исследования стало возможным изучение не только обменных процессов в мозговой ткани, но и в её элементах - нейронах. В 1959 г., шведский гистохимик Хиден показал, что во время возбуждения (раздражения) нервной системы в её клетках возрастают накопление и расход РНК, и усиливается синтез белка. Хиден высказал предположение, что обмен нуклеиновых кислот является основой мышления. В связи с тем, что схема синтеза белка может быть представлена в виде цепи ДНК - РНК - белок, возникла идея затормозить или нарушить одно какое-либо из звеньев этой цепи, чтобы посмотреть, как это отражается на процессе обучения и памяти[21]. В ходе исследований, при введении антибиотиков актимицина Д, а также пиромицина, которые нарушали синтез белка, было выявлено, что в результате этого страдают только что выработанные рефлексы, а прочные и долговременный остаются практически неизменными. Это говорит о том, что нарушение синтеза РНК и белка в первую очередь отражается на кратковременной памяти (РНК непосредственно участвует в образовании и сохранении условных рефлексов).

Исследования американского физиолога Морелля показали, что повышение содержания РНК, вызываемое повторным раздражением определенного участка мозга, проявляется не только в этом очаге, но и в симметричном ему пункте другого полушария. Из чего, он сделал вывод, что «реверберационные круги» возбуждения могут охватывать очень большие зоны мозга, распространяясь и на противоположное полушарие.

Если в основе кратковременной памяти лежит движение возбуждения по «реверберационным кругам», то, что же является механизмом долговременной памяти[21].

Известный морфофизиолог А.Капперс указал, что рост аксонов и дендритов не случаен и отростки нейрона ориентируются в направлении протекающего возбуждения, что подтвердилось в дальнейших наблюдениях. Упражнения и тренировки в значительной степени повышают число синапсов, увеличивают число пузырьков (везикул), переносящих возбуждение в нейронах. Такие же реакции движения и роста возникают не только в отростках нейрона, но и в глии (клетки нервной ткани, которые заполняют пространство между нейронами) (А.И. Ройтбак)[3]. Эффект образования новых синапсов многие ученые считают физиологической основой памяти.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом