Типы конфликтной ситуации

Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно можно выделить три типа конфликтной ситуации:

1)Человек находится между двумя положительными валентностями (от лат. valens -- имеющий силу) примерно равной величины. Этот тип конфликтной ситуации решается относительно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сделать этот объект доминирующим. Выбор между двумя приятными вещами легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопросов, имеющих глубокое жизненное значение для данного человека. Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.

2)Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями.

3)Один из двух векторов поля идет от положительной, а другой от отрицательной валентности. В этом случает конфликт возникает тогда, когда положительная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте. [9]

Функции социального конфликта

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

М. Дойч считал, что у конфликта плохая репутация из-за того, что он ассоциируется с психопатологией, социальными беспорядками и войнами. Но он является источником личностных и социальных изменений. Конфликт - это средство, с помощью которого могут быть выявлены и разрешены проблемы. [3]

Понятие «патология» имеет смысл лишь в связи с понятием «норма» и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.

1)Конструктивные (позитивные) функции конфликта:

а) функция разрядки напряженности между антагонистами, «выхлопного клапана»;

б) «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

в) функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

г) функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

д) гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

е) оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

ж) оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

2)Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей:

а) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

б) уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

в) абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

г) представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

д) сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

е) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

ж) смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

з) возможность подготовки к новому витку конфликта;

и) закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

1) отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

2) подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

3) степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

4) следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого - деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному. [14]

Причины социальных конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

1) разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

2) неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

3) разлад между ожиданиями и поступками людей;

4) недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

5) недостаток и некачественность информации;

6) несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

7) несовместимость претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [14]

На основе вышесказанного можно сказать, что истоки проблемы конфликта уносятся в 500-400гг. до н.э., классификация конфликтов разнообразна. Свои варианты предложили Г. Бисно, М. Дойч, Р. Фишер, Дж. Хаймс и многие другие. Функции конфликта имеют свои негативные и позитивные стороны, что может направить человека на развитие положительных личных качеств.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом