Введение

Усыновление (удочерение), является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой.

Приоритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей сирот -- помещением в государственные детские воспитательные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) -- очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личностного развития. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная СССР и затем Российской Федерацией в 1990 г., декларирует важность и необходимость обеспечения всем детям условий семейного воспитания. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Актуальность проблемы усыновления связана с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. Начиная с 2007 года, количество граждан, берущих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом неуклонно падало: 129 561 в 2007 году, 113 751 в 2008 году, 90 639 в 2009 году, 75 884 в 2010 году. При этом, число выявленных за год детей, оставшихся без попечения родителей снижалось гораздо медленнее: 124 384 в 2007 году, 115 627 в 2008 году, 106 716 в 2009 году, 93 806 в 2010 году, 82 177 в 2011 году. Таким образом, с 2008 года количество вновь выявляемых детей, оставшихся за год без попечения родителей, стало превышать количество детей, устраиваемых за год в семьи: на 1876 детей в 2008 году, на 16 077 детей в 2009 году, на 17 922 ребёнка в 2010 году.

Несмотря на некоторое сокращение количества детей, которых российские граждане брали на воспитание, до 2010-го года росло количество детей возвращаемых из семей обратно в детские дома: 6136 детей в 2007 году, 7834 ребёнка в 2008 году, 8474 ребёнка в 2009 году. В 2011-м году было 6337 отмен усыновления и опеки.

Усыновление, являющееся приоритетной формой устройства детей в семью, а также единственной формой устройства детей в иностранные семьи, не пользуется популярностью среди российских семей. В 2010 году из всех детей переданных на воспитание в семьи, лишь 10,2 % детей было усыновлено россиянами. Количество детей, усыновляемых российскими гражданами падает, начиная с 2007 года: 9530 в 2007 году, 9048 в 2008 году, 8938 в 2009 году, 7802 в 2010 году.

Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение их родительских прав, непродуманная приватизация жилья, превращающая детей в бомжей и т.д.

Усыновить ребенка хотят пары, не имеющие детей и имеющие их, одинокие женщины и мужчины. Мотивы этого желания можно разделить на осознаваемые и бессознательные, о которых даже не догадываются люди, их имеющие, но именно вторые являются движущей силой этого желания и они же определяют в дальнейшем характер отношений. Важно поэтому, чтобы усыновители были максимально осведомлены о своих собственных потребностях и желаниях, которые они хотят осуществить, усыновляя чужого ребенка.

Понятно, что усыновление одним родителем рождает дополнительные трудности, которые предстоит решать обоим, и ребенку, и родителю. Один родитель не сможет играть роль обоих, значит, некий дефицит отцовской или материнской роли будет заложен изначально, хотя, это не значит, что трудности непреодолимы.

В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. Необходимо обеспечить родителям-усыновителям психологическое сопровождение и помощь в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.

Целью данной работы является изучение особенностей процесса усыновления детей и консультация родителей, решивших усыновить ребенка.

Предметом исследования является усыновление ребенка приемными родителями.

Объектом исследования является супружеская пара решающаяся на усыновление ребенка.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме усыновления детей.

2) Выявить мотивацию усыновления родителями.

3) Установить психологическую готовность усыновителей к принятию ребенка в семью.

4) Рассмотреть психологическую адаптацию усыновленного ребенка и родителей.

5) Провести консультационную беседу с семейной парой решившей усыновить ребенка.

Для данной работы были использованы труды Красницкой Г.С., Смагиной Л.И., Кристины Адамек, Артамоновой Е.И., Тертель А.Л.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав - практической, теоретической, заключения, списка использованной литературы и трех приложений. Объем работы 33 стр.

усыновление родитель семья психологический

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом