Заключение

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Список используемой литературы

1. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство «Питер», 2000

2. Дубровина И.В. и др., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной., - М., Издательский центр «Академия», 1999

3. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.

4. Коротав В.М. Педагогическая диагностика и учет// Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175--179.

5. Немов Р.С. Психология. Кн. 2., 1997

6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002

7. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова, ЯЛ. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987.

8. Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., - Нов, 1999

9. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999

10. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996.

11. Рван А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.

12. Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 4.

13. Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998.

14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998

15. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каппунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997

17. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом