Концепция региональной конкурентоспособности

Под этим термином в основном понимается пространственная форма развития внутренних и внешних конкурентных процессов, которые возникли на уровне отдельных регионов и усиливаются по мере усложнения их функционального профиля и территориальной структуры. Региональная конкурентоспособность фирмы анализируется в трудах таких ученых-экономистов и географов: Дж. Данінг (J. Dunning;), Дж. Хампфри и X. Шмитц (J. Humphrey, Н. Schmitz), К. Фримен (К. Freeman), Б.-В. Лундваль и В. Йонсен (B.-V. Lundvall, В. Johnson), Б. Асгайм и А. Ізаксен (В. Asheim, A. Isaksen), Б. Рейнерт (Е. Reinert) и др.

В нашем государстве и странах СНГ идеи региональной конкурентоспособности только развиваются. Однако они уже отражены в научных трудах М.Я. Калюжнової, И.В. Пилипенко, Ю.В. Гончарова, В.К. Симоненко, Г.П. Підгрушного и др.

Применение идей формирования конкурентоспособности региона становится возможным, исходя из самой природы конкуренции как системы экономических отношений, при которой каждый ее субъект вынужден доказывать свое право на долю общественного богатства экономическими результатами своей деятельности в условиях жесткого ограничения ресурсов развития и факторов производства, пересечения интересов и целей, наличия значительного количества конкурирующих фирм и обострение имущественных споров. Высокоразвитые регионы вполне соответствуют изложенным выше характеристикам конкурентной среды, поскольку создают для субъектов экономических отношений соответствующие конкурентным требованиям условия. В целом эти специфические условия сводятся к отсутствию социальной и коммуникативной гомогенности пространства, в котором субъекты хозяйствования могут свободно выбирать место своего размещения. Такой порядок вещей делает невозможным равновесную конкуренцию и деградацию комплекса обособленных замкнутых групп. То есть он стимулирует общественный динамизм в процессе достижения наибольших конкурентных преимуществ и экономической эффективности производства, что и составляет основу пространственной конкуренции.

В регионах благоприятных условий ведения бизнеса формируется полікомпонентість конкурентных преимуществ и многовариантность конкурентных стратегий предприятия, а лимитирующие ограничивающие свойства пространства приводят к росту динамизма и обострения конкурентной борьбы за экономические преимущества и факторы производства.

Важное значение для конкурентоспособности предприятий в регионе играет также формирование концентрированного, интегрированного коммуникативного среды, в пределах которого пересекаются и реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. С одной стороны, такая среда предоставляет предприятиям значительные экономические преимущества, поскольку повышает доступность рыночно-коммерческих, финансово-кредитных, информационных, научно-интеллектуальных, инфраструктурных и других социальных ресурсов. С другой стороны, оно обостряет конкуренцию между предприятиями за обладание мобильными факторами производства, усиливает борьбу за имущественные интересы и земельные ресурсы и, как следствие, повышает инновационность и качество продукции, снижает ее себестоимость.

С экономическим соперничеством субъектов хозяйствования непосредственно связана жесткая конкуренция в сфере владения экономическими факторами развития производства в регионе. Его среда накладывает определенные ограничения на использование земельных, финансовых, информационных ресурсов и т.д. Они проявляются в виде стремительного роста земельной ренты в центральном ядре, измельчение ресурсов капитала и осложнения инвестиционных процессов, ограничение доступа к информации и развития институтов информационной безопасности и коммерческой тайны. Ограниченность ресурсов и борьба за них приводит к повышению конкурентоспособности инновационных высокорентабельных предприятий, их устойчивости и выносливости в рыночных условиях, а также к быстрой текучести жизненного цикла предприятий-аутсайдеров.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание