Машиностроительный комплекс

Машиностроение и металлообработка охватывает несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Они являются сложными межотраслевыми образованиями, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - это одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для разных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важная роль принадлежит верстатобудуванню, производству вычислительной техники и электротехнической промышленности.

Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроение делят на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологией производства.

Функционально любой машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и составление. Заготовка представлена специализированными предприятиями и в значительной степени разрозненными цехами небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов необходимо повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических стадий единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительных предприятий вынуждены производить их у себя с повышенными затратами труда и материальных средств. Учитывая это, необходимо соблюдать эффективного размещения предприятий машиностроения, рационального сочетания сборочных предприятий со специализированными заводами, которые выпускают узлы и детали для использования в машиностроении.

Размещение предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, некоторые отрасли тяготеют к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточным количеством квалифицированных кадров. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Последние имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, потому что в машиностроении затраты сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а затраты на транспортировку любой машины гораздо выше, чем затраты на транспортировку металла, используемого для ее производства. Поэтому довольно часто встречаются случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.

Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов состоят в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлургии. Отходы машиностроения широко используются металлургическими предприятиями, которые специализируются на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.

Размещение машиностроения и формирования машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства обособляются отдельные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства можно выделить следующие группы отраслей машиностроения: 1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.); 2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей); 3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др, 4) производство ремонтных работ.

Функциональное назначение выделенных групп отраслей в корне отличается. Отрасли предметной специализации поддерживают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий. Поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерны производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного большого региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализации производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, которые обеспечивают работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация получила широкое развитие в автомобиле-, тракторо-, комбайно-, приборостроении, радиоэлектронной промышленности и в других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперирования со многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.

Необходимо отметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто размещаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рациональнее использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер размещения, например, характерен для крупных промышленных агломераций - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевской, Львовской, Одесской и др.

Характерной особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие считают, что это образование может формироваться в пределах территориально-совместимых нескольких промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях подчеркивается, что главным признаком комплексов является наличие прочных связей между предприятиями машиностроения, что способствует их взаимодействия.

Рассматривая машиностроительный комплекс, как сложное межотраслевое образование, необходимо придерживаться классификации всех отраслей за особенностями их размещения и степени расчленения технологического процесса. Выделяют такие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, включающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее их большинство находится в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области). Здесь выпускается оборудование для металлургических заводов и для горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Вторым крупным предприятием в Донбассе Горловский машиностроительный завод, производящий оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и до потребителей готовой продукции.

Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения выделяется Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения размещено в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Немало центров выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности, Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-тукової промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" в Киеве специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.

Необходимо отметить, что 85 % всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60 % ее производства приходится на Донбасс.

Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися сборкой металлических конструкций и изготовлением крупных по размерам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли: транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Одна из ведущих отраслей - локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, что выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Другие заводы осуществляют ремонт тепловозов и размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.

В тесной связи с локомотивобудуванням развивается вагоностроение. Оно представлено заводами: в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).

Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-електроходів, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).

Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние имеет фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся: автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение.

После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильную промышленность. Выделяются специализированные автозаводы в городах Кременчуг (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львов (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцк (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганск, Одесса, Симферополь (автоскладывания), Чернигов, Херсон, Краснодон (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, Харькове - велосипедов.

Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные тракторы на Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть и другие крупные заводы, связанные с тракторобудуванням, - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей. Они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов размещено в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Луганске, Виннице, Одессе.

Станкостроение размещается преимущественно в центрах развитого машиностроения с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими учреждениями. В Украине станкостроение лучше всего развито в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном районах. Крупнейшие заводы станкостроения: Краматорский тяжелого машиностроения, Харьковский агрегатных станков, Киевский станков-автоматов, Львовский фрезерных станков, Одесский станкостроительный, Житомирский станков-автоматов и др.

Производство точных машин и механизмов, приборов и инструментов сосредоточено в районах высокой технической культуры, квалифицированной рабочей силы и достаточной обеспеченности трудовыми ресурсами. В этой группе машиностроение развито сборочное производство на основе кооперации различных предприятий. К важнейшим производствам относятся: выпуск телевизоров (Львов, Киев, Харьков, Симферополь), приборов и инструментов (Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Львов). Особое значение приобретает электротехническая промышленность, предприятия которой производят разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии. Мощнейшие предприятия сосредоточены в Харькове (заводы "Электротяжмаш", электротехнический, "Электромашина"), Запорожье (трансформаторный завод), а также заводы в Киеве, Полтаве, Львове.

При размещении предприятий машиностроения Украины ориентируются на: 1) крупные экономические центры, которые характеризуются наиболее благоприятными экономическими и природными условиями; 2) специализированные экономические районы и зоны; 3) определенные ячейки на ограниченной территории, где интенсивно идут процессы комплексообразования; 4) небольшие и средние города всех экономических районов страны. Вследствие размещения объектов формируется территориальная структура машиностроительного комплекса (рис. 2.6).

Территориальная структура меняется под влиянием технико-экономических, социально-политических и природных факторов. Интеграция и комплексообразования в машиностроении является причиной осложнения территориальной структуры производства, в частности формирование в экономических районах сложных функциональных машиностроительных комплексов межрайонного значения.

Сосредоточение машиностроительных предприятий может иметь вид машиностроительных пунктов, центров, узлов, агломераций и районов. Все они выступают элементами территориальной структуры машиностроительного комплекса. Простейшим по составу является машиностроительный пункт, в котором размещаются одно или несколько предприятий. Доля пунктов в общем производстве продукции машиностроительного комплекса незначительна.

В результате сосредоточения машиностроительных предприятий в средних и крупных городах формируются машиностроительные центры и узлы.

Если машиностроительный центр объединяет несколько средних или крупных машиностроительных объектов, выступают частями промышленного комплекса города, то машиностроительный узел - это система взаимосвязанных предприятий в одном или нескольких близ расположенных городах с общностью промышленного "сервиса" (единых инфраструктурных отраслей). Чаще всего машиностроительные узлы формируются на базе развития тех центров, в которых ма-

Машиностроительный комплекс

Рис. 2.6. в Машиностроительный комплекс

шинобудування является профильной отраслью. Если концентрация предприятий машиностроения в узлах достигает наивысшего уровня на основе единой инфраструктуры, мощной производственной и научной базы, тогда возникает сплошной индустриальный ландшафт - машиностроительная агломерация.

Машиностроение становится доминирующим, оно определяет экономическую и социальную структуру агломерационного промышленного образования. В машиностроительных узлах и агломерациях Украины сосредоточено более двух третей машиностроения. Они являются объективной основой для отделения машиностроительных районов и районных машиностроительных систем. Районные системы является континуальними, то есть в их состав включаются все машиностроительные предприятия определенного района. Путем формирования таких систем в современных условиях можно упорядочить производственно-территориальные связи машиностроительных предприятий.

Среди крупнейших машиностроительных узлов выделяют: Харьковский, Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Одесский, Львовский, Луганский, Краматорский и др. Машиностроительные районы охватывают значительные по площади территории. их выделяют в пределах нескольких административных областей, имеющих территориальную общность и характеризуются комплексностью развития машиностроения. Это, в частности, такие машиностроительные районы Украины: Северо-Восточный (Харьковский), в который входят Харьковская, Полтавская, Сумская области; Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская, Черкасская области); Западный (Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Закарпатская области), Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области); Южный (Одесская, Николаевская, Херсонская области и Автономная Республика Крым).

В машиностроительном комплексе, который определяет развитие и технический прогресс других отраслей экономики Украины, должна быть осуществлена структурная перестройка, прежде всего за счет приоритетных направлений промышленной и научно-технической политики в отраслях, характеризующихся высоким экспортным потенциалом. Однако за последние годы темпы производства машиностроительной продукции снижались. Большинство продукции оказалась неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках из-за высокой ее себестоимости.

Сложное состояние машиностроения и металлообработки выражает динамика объемов производства их продукции, которые в 2010 г. составили 34 % от ежегодного докризисного уровня. В 2010 г. все отрасли машиностроительного комплекса, кроме горношахтного и горнорудного, химического и нефтехимического машиностроения выпустили продукции больше, чем в предыдущем году (табл. 2.7).

Существующая структура машиностроения Украины характеризуется преобладанием металлоемких отраслей с недостаточным развитием наукоемких. Это негативно отражается на развитии машиностроительного комплекса, прежде всего на экономических показателях. Постепенное повышение эффективности и качества работы предприятий машиностроительного комплекса будет происходить путем структурной перестройки и совершенствования территориальной организации" формирование замкнутых технологических цепочек на территории государства и экономических районов.

С целью совершенствования территориальной организации машиностроительного комплекса необходимо особое внимание уделить формированию районных территориальных систем машиностроительных предприятий, которые связаны с межотраслевыми комплексами, которые являются приоритетными в период структурных преобразований в экономике Украины. В связи с этим приобретает решающее значение расширения производства машин и оборудования для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины и оборудования для перерабатывающих отраслей АПК. Второе приоритетное направление заключается в развитии специализированных комплексов, которые могут производить продукцию для внешнего рынка и усилить роль украинской промышленности во внешнеэкономических связях. К таким комплексам относятся наукоемкие высокотехнологичные отрасли самолето-, судо - и приборостроения.

Таблица 2.7. в Производство основных видов продукции машиностроения

Производство основных видов продукции машиностроения

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание