Морской транспорт

Условия Украины благоприятны для развития морского транспорта: на юге ее территорию омывают Черное и Азовское моря, которые практически не замерзают и соединяются со Средиземным морем проливом Босфор, Мраморным морем и проливом Дарданеллы. Общая длина морской береговой линии Украины более 2000 км. Регулярные морские перевозки Черным и Азовским морями начались в конце XVIII в.

Киевская Русь (X-XIII вв.) через Черное море поддерживала стабильные связи с Византией. Известны морские походы киевских князей на Константинополь. После победы над Турцией в 80-х годах XVIII в. и перехода к Российской империи Северного Причерноморья и Приазовья здесь возникли порты Херсон (1778), Севастополь (1788), Одесса (1794). В Николаеве и Севастополе созданы судостроительные предприятия.

С 1978 г. действует одна из крупнейших в мире паромная переправа между Ильичевском и болгарским портом Варна протяженностью 435 км. Для улучшения связей Украины с Северным Кавказом построен железнодорожно-паромную переправу через Керченский пролив.

Важнейшими морскими портами Украины является Одесса, Измаил, Ильичевск, Херсон, Николаев, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь и др. Крупные портовые города находятся на берегах Азовского моря (Мариуполь, Бердянск). Через порты Черного и Азовского морей поддерживаются внешнеэкономические связи страны. Основными экспортными грузами являются железная руда, кокс, черные металлы, лес, химические продукты; импортными - машины, оборудование, минерально-сырьевые ресурсы и др.

Основу морского транспорта Украины составляют Черноморское (ЧМП), Азовское (АМП) и Украинско-Дунайское (УДП) пароходства, владеющие транспортным флотом суммарным тоннажем 5,2 млн т и пассажирским флотом на 9,9 тыс. мест. Всего на территории Украины расположены 18 портов, к ним относятся 175 перегрузочных комплексов и 8 судоремонтных заводов.

В рамках программы модернизации и развития производственной базы Украины предусматривается активизация деятельности комплексов транспортировки импортных энергоносителей - нефтяного терминала в г. Южный, Одесской нефтегавани, модернизация комплексов в портах Мариуполе, Николаеве, сооружение экологически чистых специализированных комплексов в портовых комплексах в городах Ильичевск, Южный, на Днепр-Узком лимане т.д.

В организации пассажирских перевозок морским транспортом основной задачей является совершенствование туристско-эксплуатационных перевозок, повышения качества обслуживания пассажиров. Однако уровень рентабельности этих отраслей остается крайне невысоким.

Речной транспорт

Как и морской, имеет определенные преимущества перед сухопутным, в частности такие: наличие готовых транспортных путей, использование течения воды, возможность одновременно перевозить большие грузы и пассажиров. После постройки в середине 30-х годов Днепрогэса и затопления Днепровских порогов установилось сквозное судоходство на Днепре.

В XVIII - первой половине XIX в. осуществлялось интенсивное строительство каналов в Европе для налаживания транспортных связей между отдельными речными системами. В пределах Украины в это время сооружаются каналы для соединения бассейна Днепра с бассейнами Немана, Вислы и Западной Двины, то есть черноморской транспортной артерии Днепра - с большими судоходными реками, которые впадают в Балтийское море, через их верховья (или притока). В 1768 г. завершено строительство Огинского канала, который соединил приток Немана - р. Слоя с притоком Припяти - Ясельдою. Построен также Березинский канал, который соединил приток Днепра Березину с Западной Двиной. В 1775 г. завершена прокладка Днепровско-Бугского (Королевского) канала, который соединил приток Западного Буга г. Муховець (бассейн Балтийского моря) с притоком Припяти г. Пиною (бассейн Черного моря). Первые два канала функционировали недолго. Протяженную трассу Днепровско-Бугского канала (примерно от Бреста до Кобрина) в начале второй половины XIX в. был реконструирован. Этот канал до сих пор функционирует и используется (правда, ограниченно) для связей с Польшей.

Общая длина судоходных рек в Украине составляет 2,18 тыс. км, в том числе с навигационной обстановкой - 1,9 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия - Днепр (1200 км).

Речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением "Укрречфлот", которое реформировалось в акционерную судоходную компанию, состоящую из Головного предприятия и относительно самостоятельных структурных единиц.

Речным транспортом грузы перевозятся Днепром, Дунаем, Черным и Средиземным морями с заходом в речные порты Румынии, Германии, Венгрии, Австрии, а также в морские порты Турции, Греции, Израиля, Франции, Италии.

Задачами развития речного транспорта в Украине является: применение большегрузных судов для внутренних перевозок массовых грузов; увеличение доли грузов в пакетированном виде, контейнерах; расширение перевозок в ліхтеровозах; развитие перевозок экспортно-импортных грузов в судах типа "река - море"; смягчение факторов сезонной неравномерности перевозок за счет продления эксплуатационного периода и организации круглогодичной навигации на отдельных участках; вывод из эксплуатации физически и морально устаревших судов и пополнения флота судами новых типов; расширение объемов перевозок буксирным флотом; оснащение портов высокопроизводительными перегрузочными комплексами для перевозки грузов навалом, а также средствами малой механизации, что позволит сократить простои судов, вагонов и автомобилей, развить ведомственные причалы, оснастить их современной перегрузочной техникой.

Для обеспечения стабильной работы речного транспорта нужно реконструировать судоподъемное сооружения Запорожского и Херсонского судоремонтно-судостроительного заводов, отдельные объекты на Киевском судоремонтно-судостроительном заводе, Черниговской и Днепропетровской ремонтно-эксплуатационных базах флота, трехкамерный судоходный шлюз в Запорожье, построить Вилковську ремонтно-эксплуатационную базу флота на Дунае.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание