Региональная экономическая политика и ее задачи

Разработка и реализация регионального управления общественной жизнью, что называют региональной политикой, в период дальнейшего развития реформ в Украине должны стать выражением социально-экономического аспекта взаимоотношений между центром и регионами. Задачей региональной политики является обеспечение сбалансированного комплексно-пропорционального развития отдельных регионов с целью успешного функционирования их хозяйственных комплексов и создание условий, в которых жители регионов смогут свободно реализовать свои возможности. Географический аспект региональной политики заключается в обосновании и разработке оптимальной территориальной структуры общественно-хозяйственного комплекса государства и жизнедеятельности населения.

В прошлом региональная политика не учитывала особенностей и специфики отдельных территорий, что привело к возникновению значительных диспропорций в территориальной структуре общественно-хозяйственного комплекса. Центральные руководящие органы мало уделяли внимания рациональному использованию местных трудовых и природных ресурсов, вследствие чего увеличился разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов. Так, Запорожская область за производством валового общественного продукта на одного человека опережает Закарпатскую в 1,8 раза. На сегодня экономический потенциал страны сосредоточен главным образом в Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Харьковской и Киевской областях, в которых размещено 4,7 % всех созданных основных фондов. Вместе с Одесской областью на них приходится почти 60 % объемов промышленного производства. Такое неравновесие общеэкономических и социальных индикаторов по регионам усиливает социальную и политическую напряженность в государстве, обусловливая необходимость принятия мер по обеспечению эффективного государственного регулирования процессов регионального развития страны.

Государственная региональная политика на нынешнем этапе должна быть подчинена обеспечению использования природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов регионов, комплексно-пропорциональному развитию территорий и решению острых социальных проблем на местах.

Главной задачей региональной политики в экономической сфере является создание благоприятных условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры; формирование и развитие свободных экономических зон с определением локальных территорий для их размещения, наладки при - и трансграничного сотрудничества между регионами; проведение децентрализации управления экономикой с учетом его многоукладности на базе прочной вертикальной структуры власти.

социальной сфере задачи региональной политики должны направляться на восстановление и развитие социальной инфраструктуры, обеспечение необходимых условий жизнедеятельности населения регионов; рациональное использование трудовых ресурсов путем совершенствования функционирования рынков труда и систем социальной защиты населения; формирование рациональной системы расселения путем сохранения существующих и создания новых населенных пунктов, регулирования их развития.

экологической сфере главной задачей региональной политики является регулирование природно-хозяйственной сбалансированности регионов, охрана окружающей среды, эффективное природопользование.

Для реализации поставленных задач целесообразно образовать Государственный комитет регионального развития, который бы формировал и реализовывал государственные региональные программы с учетом инициативы регионов и использованием ведомственных разработок. Первоочередной задачей е также обоснования уровней регионального управления - общегосударственного, регионального, локального и четкое разграничение их функций.

Главной предпосылкой успешного регионального управления является четко разработанная схема единиц общественно-географического районирования и административно-территориального устройства государства. Сейчас в Украине действуют 24 областные, Киевская и Севастопольская городские, 519 районных государственных администраций, среди которых 18 районных государственных администраций в городах Киеве и Севастополе. Местное самоуправление должно постепенно приобрести широких прав, финансовой автономии и нести всю ответственность перед гражданами и законом за состояние дел на соответствующих территориях.

Реформирования экономики и перспективы социально-экономического развития Украины в значительной мере зависят от эффективной деятельности государственных органов власти на разных уровнях управления. Все три уровня управления - федеральный, региональный и локальный - обязательно должны включать следующие этапы: ретроспективный анализ, прогнозирование всех сфер деятельности, планирования и конструирования социально-экономической жизни, контроль за выполнением задач.

На общегосударственном уровне управления определяется генеральное направление социально-экономического развития страны и ее регионов, разрабатывается Государственная программа комплексного социально-экономического развития и размещения хозяйственного комплекса страны, крупные региональные программы. Деятельность государства распространяется на всей территории страны в экономической, социальной, культурной и политической сферах, что имеет общегосударственное значение.

Региональный уровень управления охватывает хозяйственные комплексы основных макрорайонов и административных областей. В пределах этих территорий определяется общая стратегия развития хозяйства на основе выполнения государственных региональных программ, согласовываются направления природопользования производственной и административной деятельности. Для каждого макрорайону состоит прогнозно-индикативный план и схема развития хозяйства. Наиболее устойчивой единицей регионального управления является административная область. В пределах областей уже длительное время функционируют территориальные сообщества - социально-экономические комплексы, которым необходимо предоставить нового содержания и широких полномочий. Территория административной области должно рассматриваться как целостная территориальная система мезоуровня, в которой сбалансированно функционируют природноресурсна, розселенська, производственная, социальная, демографическая и экологическая подсистемы. В каждой области разрабатываются прогнозно-индикативный план и программа социально-экономического развития, схема комплексной организации территории, паспорт области и областного центра. Контроль за выполнением государственных программ и местных индикативных планов на территории области может осуществлять орган типа Координационного совета.

Локальный (местный) уровень управления должен обеспечивать реализацию всех решений от макро - до микроуровня на подотчетной территории. Местные органы осуществляют управление локальным комплексом микрорайона, контролируют использование всех видов природных ресурсов, обеспечивают их охрану, вводят эффективную социальную, экономическую и экологическую политику. На локальном уровне разрабатываются прогнозно-индикативный план социально-экономического развития территории, схема и проект районной планировки, проекты технополисов, технопарков и других инновационных форм территориальной организации хозяйства, а также паспорт района и районного центра.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание