Транспортно-коммуникационный комплекс

Транспортный комплекс

Транспорт - одна из важнейших отраслей производственной и социальной инфраструктуры. Он обеспечивает различные потребности хозяйства и населения во всех видах перевозок. Транспорт обеспечивает связь между отраслями хозяйства, между отдельными населенными пунктами и районами страны, способствует формированию разделения труда, является активным фактором экономической специализации хозяйства отдельных районов, невозможной без обмена продукцией. Транспорт должен способствовать скорейшей интеграции Украины в международную экономическую систему.

По назначению различают транспорт общего пользования (для перевозки готовой продукции, сырья и полуфабрикатов из мест производства к пунктам потребления или дальнейшей переработки, удовлетворения потребностей населения в пространственном перемещении с производственной или частной целью), ведомственный (внутрипроизводственный, внутрішньобудівельний, внутрихозяйственный, внутризаводской и внутрішньопортовий) и личного назначения.

Различают также транспорт наземный (железнодорожный, автомобильный, гужевой, вьючный), водный (морской, речной, озерный), воздушное и трубопроводный.

Все виды транспорта являются составляющими единого транспортно-коммуникационного комплекса - территориального сочетания взаимосвязанных видов транспорта, связи и коммуникаций, которые, взаимодействуя друг с другом и с внешней средой, наиболее полно удовлетворяющие потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках грузов и пассажиров, обмене информационными сообщениями и т.д.

Работу всех видов транспорта обеспечивает транспортная инфраструктура - экономически сбалансированная совокупность путей сообщения, подвижного состава, средств управления и связи, разнообразного технического оборудования. Эффективность ее функционирования определяется уровнем экономического сбалансирования всех ее составляющих, которого можно достичь лишь за рационального распределения общего объема перевозок между отдельными видами транспорта в зависимости от сферы выгодного использования каждого из них. Пространственная зависимость транспортных сетей от размещения производительных сил влияет на территориальную организацию транспорта в целом и его составляющих. Это ярко проявляется в существовании первичных форм пространственного рассредоточения транспорта - транспортных узлов, центров, пунктов.

Транспортный узел - это комплекс транспортных сооружений в определенном населенном пункте, где сходятся, пересекаются или разветвляются не менее трех линий одного или нескольких видов магистрального транспорта, которые, взаимодействуя, обслуживающих транзитные и местные перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов транспорта, что стыкуются, различают железнодорожно-автошляхові (Львов, Харьков), железнодорожно-водно-автошляхові (Одесса, Киев, Николаев, Херсон) и водно-автошляхові (Ялта, Алушта, Канев) узлы. В каждом из них могут быть еще и элементы воздушного и трубопроводного транспорта.

В Украине развиты все виды транспорта. На 10 тыс. км2 территории приходится 372 км железнодорожных путей, 78 км внутренних водных, 1933 км автомобильных дорог с твердым покрытием (табл. 2.10).

Ведущую роль в транспортно-экономических связях играет железнодорожный транспорт. Однако доля его в общем грузообороте области значительно снизилась. Кризисные явления в развитии экономики негативно сказывались на темпах и объемах работы отрасли. Причинами уменьшения грузовых перевозок были также: сокращение объемов производства основных вантажоутворюючих отраслей; уменьшение экспортно-импортных перевозок; непредставление грузов для перевозки в заявленных объемах; недостаток транспортных средств, их неудовлетворительные состояние и специализация; ограничения поставок новой техники; неполное обеспечение транспорта топливом и запчастями. Экономическое состояние отрасли ухудшается также из-за недостаточной материально-техническую базу, невозможность ее обновления, а также вследствие убыточности транспортных предприятий (табл. 2.11). Так, в течение последних лет резко снизились показатели грузоперевозок железнодорожным, водным и авиационным транспортом (два последних сократили объемы перевозок до уровня показателей 80-х годов), почти вдвое сократились объемы транспортировки по трубопроводам. При этом на автомобильный транспорт приходится основная нагрузка по транспортировке различных грузов в Украине (69 %).

Кризисные явления в развитии экономики негативно сказывались на темпах и объемах пассажирских перевозок различными видами транспорта общего пользования в Украине (табл. 2.12). Так, резко сократились объемы перевозок водным и авиационным видами транспорта, первые - за сокращения подвижного состава и количества рейсовых маршрутов, вторые - через очень значительное подорожание внутригосударственных авиарейсов. Значительно уменьшилось перевозки пассажиров муниципальным городским транспортом (кроме метрополитена), что связано с активизацией деятельности частных перевозчиков. Зато численность пассажирооборота на железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме частных автомобилей) остается довольно высокой.

Рассмотрим отдельные виды транспорта Украины более детально.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание