Виды экономического районирования

В системе видов экономического районирования различают две взаимосвязаны и взаимообусловлены группы районов - общеэкономические (интегральные) и отраслевые (специализированные). Различия интегральных и отраслевых экономических районов обусловлено развитием территориального и межотраслевого разделения труда, закреплением определенных отраслей человеческой деятельности по территориям, которые имеют широкую или более узкую специализацию производства.

Общеэкономическим районированию называют такое, при котором охватывается хозяйство в целом, то есть все отрасли производственной и непроизводственной сфер в их единстве. Отраслевое экономическое районирование разграничивает территории на основе какого-то одного признака, то есть районуеться одна отрасль хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт или отрасли непроизводственной сферы. Районирование отраслей хозяйственной деятельности - это метод, с помощью которого выявляются состав и конфигурация территориальных систем хозяйства.

Общеэкономический районирования предусматривает выделение в народнохозяйственном комплексе страны районов трех таксономических уровней:

1) макрорайонування - разделение территории страны на крупные (основные) экономические районы;

2) мезорайонування - разделение крупных экономических районов на подрайоны, которые одновременно являются административно-территориальными единицами страны;

3) микрорайонирования - разделение мезорайонов на наименьшие административные единицы - локальные территориальные образования с сугубо местными экономическими связями.

Все три таксономические уровне общеэкономического районирования взаимосвязаны и выполняют разные функции в системе народнохозяйственного комплекса страны (рис. 1.16).

Схема общеэкономического (интегрального) районирование Украины

Рис. 1.16. в Схема общеэкономического (интегрального) районирование Украины

Разделение территории страны на основные экономические районы (макрорайони) помогает обеспечить наиболее рациональное сочетание различных отраслей народного хозяйства в районных хозяйственных комплексах. Экономические районы, в основе которых лежат территориально-производственные комплексы государственного значения, рассматриваются как объекты территориального планирования и управления.

Макрорайонування предполагает выявление и разграничение территориальных систем хозяйственного комплекса, которые называют еще общественно-территориальными комплексами. В экономической и социальной географии употребляется термин "общественно-географический комплекс". Однако дело не в том, какой термин следует употреблять (хотя это не обычный вопрос), а что необходимо вкладывать в его содержание. Общественно-географические комплексы являются основой формирования экономических районов. Компонентами таких комплексов выступают: население с его расселением, материальное производство, непроизводственная сфера, инфраструктура и территория. Итак, общественно-географические комплексы районов - это сложные территориальные системы взаимосвязанных компонентов, находящихся между собой в генетическом, функциональном и территориальном связи. Каждая из таких территориальных систем выполняет определенные функции в народнохозяйственном комплексе страны. На основе территориального разделения труда состоит специализация хозяйства крупных экономических районов, а отрасли специализации хозяйства всех районов вместе взятых образуют производственный костяк в системе народного хозяйства страны.

Изучение хозяйственных комплексов экономических макрорайонов помогает обеспечить наиболее рациональный комплексно-пропорциональное развитие их хозяйства. Каждый такой район является целостной частью народного хозяйства страны. Итак, экономический макрорайон - это значительная часть территории Украины, цельная звено народного хозяйства, которая охватывает группу сопредельных административных единиц, характеризуется определенной специализацией в масштабе страны, комплексностью и пропорциональностью развития всех видов человеческой деятельности.

Макрорайони всегда делятся на мезорайони (подрайоны на территории крупных экономических районов). Они функционируют как хозяйственно-административные целостные единицы с территориальными органами управления. Система мезорайонов в пределах Украины представлена административными областями и Автономной Республикой Крым. Организующее ядро в любом мезорайоні - главный административный центр (центр области, автономной республики).

Микрорайонирования (местное или мелкое районирования) ставит перед собой основную цель - выявление локальных хозяйственных образований внутри административных областей и некоторых низших административных районов, а также крупных городских комплексов, которые имеют сложную территориальную структуру. Оно делится на несколько ступеней. Так, A.M. Колотієвський на примере Латвии выделил четыре степени микрорайонов, а именно: микрорайоны первого порядка (местные укрупненные), второго порядка (мелкие), третьего порядка (ниже) и микрорайоны четвертого порядка (первичные). Каждая ступень - это определенный уровень сформированности локального территориально-производственного комплекса. Такие образования выступают основными объектами составления схем районной планировки. Микрорайонирования является основой для выявления контуров мезорайонов и макрорайонов, поскольку путь к выявлению крупных экономических районов всегда лежит снизу.

Все виды общеэкономического районирования взаимосвязаны с национально-политико-административным и политико-административным делением территории страны и обеспечивают экономическое сотрудничество между административными единицами и центрами, а также внутри отдельных областей.

Кроме общеэкономического районирования в процессе научных исследований широко используется специальное (отраслевое) районирования. Необходимость выделения отраслевых районов обусловлена объективным процессом разделения труда между отраслями и их закреплением за территориями с соответствующими природными и экономическими предпосылками для развития производства. Так формируются районы добычи угля, нефти и газа, горнохимического сырья, лісоексплуатації, а также районы отраслей обрабатывающей промышленности - металлургические, машиностроительные, легкой промышленности и др. Главной особенностью формирования отраслевых районов является высокая концентрация групп предприятий определенной отрасли.

Отраслевое районоутворення предусматривает систему внутриотраслевых производственных связей в рамках целостной территории. Это процесс, проходящий на основе развития форм общественной организации производства в каждой отрасли. Для одних отраслей наиболее распространенной формой общественной организации производства является комбинирование (вертикальные связи, охватывающие стадии: добыча - обогащение - обработка - переработка), например черная и цветная металлургия, горная химия; для других - специализация и кооперирование (развитие специализированных производств и обмен отдельными деталями с целью получения готового изделия), что чаще всего наблюдается в машиностроении. Отраслевые районы имеют большое значение для территориального управления крупными группами отраслей. Они вместе с районами являются интегральными частями единого целого - народного хозяйства страны (рис. 1.17).

Различают следующие основные группы отраслевого районуваннях

1) районирование природных ресурсов и условий для народного хозяйства (геолого-экономический, водногосподарське районирования и др.);

2) районирование демографических условий производства (разделение территории страны на районы по уровню естественного прироста насе-

Отраслевое економіічне районирование

ления на основе учета коэффициентов рождаемости и смертности);

3) районирование отраслей производственной сферы народного хозяйства промышленности, сельского хозяйства, строительства (общеотраслевые виды), а также отдельных узкоспециализированных отраслей (металлургии, машиностроения, химии, легкой промышленности) и др.;

4) районирование отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства, которое предполагает выявление территориальных комплексов отраслей здравоохранения, образования, культуры и т.д. Такие районы формируются в зависимости от размещения населения и систем расселения.

самым Распространенным из четырех групп отраслевого районирования является районирование производственной сферы народного хозяйства. Вообще в сфере производства всегда различают районирования производства и потребления. Среди отраслей производственной сферы ведущая роль принадлежит промышленности.

Промышленные районы подразделяются на интегрально-отраслевые и узкоотраслевые. Интегральные промышленные районы охватывают все отрасли промышленного производства в пределах территории. Объективной основой их формирования выступают территориальные промышленные образования взаимосвязанных групп различных отраслей. Отраслевые промышленные районы формируются на основе взаимосвязей между отраслями и предприятиями крупной сложной отрасли промышленности. Это дает возможность выделить районы промышленного производства, которые называют комплексными отраслевыми, например районы топливной промышленности, машиностроения, химии, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой, пищевой промышленности и т.д.

Комплексные отрасли промышленности структурно подразделяются на подотрасли. Так, в легкой промышленности выделяют текстильную, швейную, кожевенно-обувную, а в пищевой - мясную, молочную, сахарную и др. На основе развития производств отдельных подотраслей формируются специальные промышленные подрайоны.

Итак, отраслевые промышленные районы представляются как территориальные совокупности родственных предприятий однородных отраслей и подотраслей. Они являются следствием их пространственной концентрации в тех частях страны, где для их развития сложились благоприятные природные и экономические предпосылки.

В процессе изучения развития промышленных районов различают три основных их типа: 1) районы добывающей промышленности; 2) районы обрабатывающей промышленности; 3) районы смешанного типа

(добывающие и обрабатывающие отрасли). Каждый из них отличается многими признаками. Если всесторонне учесть генетические (условия, предпосылки и стадии формирования), функциональные (специализация производства) и структурные (особенности взаимного сочетания составляющих - предприятий, отраслей, центров и узлов) признаки, то некоторые типы можно детализировать.

Необходимо отметить, что среди всех признаков, положенных в основу типологии промышленных районов, на первом месте стоят специализация и структура производства. На основе этих двух признаков определяются функции района и его место в территориальном разделении труда. Структурные особенности промышленных районов раскрываются с помощью метода енерговиробничих циклов, введенного в науку М.М. Колосовским. Этот метод дает возможность глубоко раскрыть взаимосвязи всех циклоформувальних производств.

За специализацией и сочетанием енерговиробничих циклов промышленные районы можно разделить на следующие группы: 1) угольно-металлургические (Донецкий); 2) угольно-химические (Лисичанско-Рубежанский); 3) металлургические (Криворожский); 4) металлургическо-машиностроительные (Днепропетровско-Новомосковский); 5) металлургическо-машиностроительный-химические (Приазовский); 6) машиностроительный-химические (Краматорского-Славянский); 7) химические (Прикарпатский); 8) нафтогазохімічні (Середньообський); 9) гідроенергопромислові (Южно-Таджикский) и т.п..

Важное научное и практическое значение имеет районирование сельского хозяйства. Сельскохозяйственное районирование страны рассматривается во взаимосвязи с народным хозяйством и его отраслями. Основная его цель - рациональное размещение сельскохозяйственного производства. Научно обоснованная методика сельскохозяйственного районирования должен учесть заказ страны на сельскохозяйственную продукцию, необходимую для промышленной переработки, потребностей населения в продуктах питания, а также для нужд внешней торговли и др.

Сельскохозяйственное районирование бывает двух видов - интегрально-отраслевым и узкоотраслевым. В основе этих видов районирования лежит производственная специализация сельскохозяйственных предприятий, которая складывается под влиянием различий в природных и экономических условиях определенного производства и необходимости его дальнейшей концентрации, специализации и рациональной территориальной организации. Сельскохозяйственное районирование служит методом выявления территориальной структуры сельскохозяйственного производства. Современная территориальная структура сельского хозяйства рассматривается как состав и соотношение различных взаимосвязанных форм аграрно-территориальных сочетаний, которые сложились в процессе развития территориального разделения сельскохозяйственного труда и выступают как аграрно-территориальные комплексы (АТК).

Наибольшее внимание обращено на исследования аграрно-территориальных комплексов отдельных сельскохозяйственных зел. Последние занимают обширные территории и в свою очередь подразделяются на сельскохозяйственные районы. Для них характерно устойчивое сочетание основных (специализированных) отраслей сельского хозяйства. Каждый сельскохозяйственный район делится на подрайоны - части территории района с устойчивым сочетанием и однотипностью вспомогательных отраслей.

Итак, основная цель сельскохозяйственного районирования - выявление аграрно-территориальных комплексов, зон, районов, подрайонов. Самым распространенным элементом территориальной структуры АТК является сельскохозяйственное предприятие, где сформировался соответствующий производственно-территориальный тип хозяйства.

В пределах территории Украины сформировались следующие основные зональные аграрно-территориальные комплексы: Полесский (льонарсько-картофельный); лесостепной (животноводческо-свекольно-зерновой); степной (зерново-подсолнечный). Кроме того, в своеобразных природных и экономических условиях сформировались АТК предгорных и горных районов Карпат и Крыма, каждый со своей специализацией и характерными производственно-территориальными типами хозяйств. Отдельно следует сказать о АТК пригородных районов. Они сформировались в результате решающего влияния на сельскохозяйственное производство социально-экономических факторов, главным из которых являются потребности населения крупных городов в свежей и малотранспортабельній сельскохозяйственной продукции. Такие АТК называют азональный. Крупнейший в Украине пригородный АТК сформировался в пределах Донецкой городской агломерации (Донбасс), а также в зонах влияния на специализацию сельского хозяйства крупных городов Украины.

В специфических видов отраслевого экономического районирования принадлежит районирования транспорта. Этот вид районирования связывает в единое целое производство и потребление, все отрасли производственной и непроизводственной сфер.

Транспортное районирование служит потребностям развития рационального размещения хозяйства и территориального планирования. Транспортно-экономические районы - это территориальные комплексы с определенной единством транспортной сети, назначением отдельных путей, со специализацией грузовой работы согласно местных экономических и природных условий. Выявление транспортно-экономических районов предполагает учет природных и экономических предпосылок, а также экономического и административного деления страны.

И.В. Никольским различают такие виды транспортно-экономического районирования:

1) определения районов тяготения к отдельным транспортных путей и пунктов;

2) внутрішньогалузеве, то есть отдельными видами транспорта (железнодорожного, внутреннего водного, морского, автомобильного, воздушного и трубопроводного);

3) комплексное, по которым район рассматривается как территориальный транспортный комплекс.

Транспортно-экономические районы - категория историческая. С развитием производства, формированием новых каркасов производственных комплексов пределы транспортно-экономических районов претерпевают значительные изменения, формируются также новые районы. При детальном исследовании районов следует выделять подрайоны, микрорайоны и транспортные узлы.

Кроме разных видов районирования производства, необходимо также выделить районы потребления. Районирование потребления - это определение территорий (районов), которые экономически тяготеют к местам конкретных видов производства. Каждый вид продукции, что производится в народном хозяйстве, имеет свой район, или зону, потребления. При районировании потребления на основе расчетов устанавливаются рациональные зоны сбыта продукции. При установлении зон сбыта, то есть рациональных межрайонных и внутрирайонных связей, снабжения районов должно осуществляться, прежде всего, из ближайших сырьевых баз. Для более точного выбора рациональной зоны сбыта определяют сравнительную эффективность перевозки определенного вида продукции на основе учета себестоимости доставки с каждой базы к вантажороздільного пункта.

Районирование потребления неразрывно связано с районированию производства. Для установления зон потребления продукции отдельных производств необходимо глубоко изучить экономико-географические и транспортные условия. Для определения зон перевозки продукции, где ее стоимость для потребителя минимальная, учитываются затраты на производство товара - его стоимость, качество, условия потребления и стоимость транспортировки. При этом решающими критериями для оценки являются: стоимость производства и перевозок.

В отличие от границ экономических районов, сеть которых устанавливается на длительное время и является общей для всех отраслей производства, границы зон распределения отдельных видов продукции не стабильные. Они могут меняться в зависимости от потребительского и транспортного факторов, и даже от сезона года. При установлении зон сбыта, то есть рациональных межрайонных и внутрирайонных связей, придерживаются правила, по которым поставки районов осуществляется прежде всего с ближайших баз сырья и топлива. Если они не могут обеспечить необходимые потребности потребителей, тогда выбираются другие относительно недалекие базы. При этом не следует допускать встречных перевозок однородной продукции.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание