Железнодорожный транспорт

Этот вид транспорта занимает второе место в Украине по объемам грузооборота и перевозок пассажиров. Он имеет решающее значение в обеспечении экономических связей как в пределах Украины, так и с другими государствами.

Таблица 2.10. в Транспортные пути сообщения Украины, км

Транспортные пути сообщения Украины, км

Первую железную дорогу в Украине построено в 1861 г. (Львов - Перемышль), вторую (Одесса - Балта) в 1865 г. Позже последнюю продлили до Киева, а дальше и до Москвы. Вскоре начала функционировать железная дорога от Курска через Харьков до Азовского моря. У1870 г. Одессу соединили железной дорогой через Киев - Курск с Москвой. В 70-х годах построена железная дорога Знаменка - Николаев, ряд железных дорог, которые соединили Россию с Румынией и Австро-Венгрией. До Балтийских портов вели железнодорожные линии Ромны - Любава, Киев - Ковель - Брест - Кенигсберг (ныне Калининград). Во второй половине XIX в. началось строительство железных дорог в Донбассе и Приднепровье. Первыми железнодорожными линиями здесь были Харьков - Славянск - Никитовка - Таганрог и Воронежско-ростовская железная дорога. 1871-1872 гг. железной дороги Донбасса были соединены с общей железнодорожной сетью России. 1884 г. закончено строительство так называемой Екатерининской железной дороги: Донбасс - Кривой Рог через Екатеринослав, которая объединяла технологические процессы добычи донецкий уголь с криворожской рудой. 1875 г. закончено строительство железной дороги Харьков - Севастополь.

В 1890 г. все важнейшие города Украины были соединены железными дорогами с центральной Россией. В конце XIX - начале XX в. в связи с промышленным кризисом темпы железнодорожного строительства в Украине заметно снизились.

Общая длина железных дорог Украины в 1913 г. составляла 15,6 тыс. км. В довоенные годы здесь их построено почти 5 тыс. км. Основное строительство новых и коренная реконструкция действующих магистралей сосредоточены в направлениях Донбасс - Валуйки - Елец - Центр, а также на других выходах из Донбасса. В 1937 г. завершено строительство и реконструкцию железной дороги Донбасс - Москва, построена железная дорога Херсон - Харьков.

Научно-технический прогресс, увеличение объемов выпуска новых эффективных, более экономных видов подвижного состава (тепловозов, электровозов) обусловили прекращении выпуска паровозов в стране в 1957 г.

В Украине е несколько крупных транспортных вузлів. их различают по территориально-функциональному назначению (развитием межсистемных социально-экономических связей) и характером эксплуатационной работы: 1) узлы, обслуживающие преимущественно транзитные пассажирские и грузовые потоки, в том числе перевалочные; 2) узлы, которые обслуживают местные промышленные предприятия и потребности населения города; 3) местные узлы, которые не осуществляют транзитных операций.

Важнейшими транспортными узлами Украины является Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Одесса, Донецк. Крупнейшие железнодорожные узлы - Киев, Харьков, Лозовая, Фастов, Ясиноватая, Волноваха, Дебальцево, Жмеринка, Шепетовка, Синельниково, Днепропетровск, Запорожье, Полтава, Бахмач, Коростень, Казатин, Львов. Основные магистрали из Донбасса в Москву проходят через Харьков - Курск, Купянск - Валуйки - Елец, Кіндрашівку - Валуйки; на запад - через Харьков на Львов; через Мерефу и Волхвования в западные области и Санкт-Петербург, в Кривой Рог через Ясиноватую - Днепропетровск. В южном направлении железной дороги пролегают до портов Азовского и Черного морей, а также на Кавказ через Ростов-на-Дону; до Поволжья на восток проведена магистраль Купянск - Лиски.

Украина соединена с Молдовой железными дорогами Раздельная - Тирасполь - Бендеры - Кишинев и Каменец-Подольский - Белц - Рыбница. Значительно расширилась сеть пригородного железнодорожного сообщения.

В Украине функционирует шесть железных дорог, которые объединены департаментом "Укрзализныця", в том числе 900 линейных предприятий для перевозок на магистрали с эксплуатационной длиной 21,6 тыс. км, из них электрифицировано - 9,8 тыс. км.

Железнодорожный транспорт в Украине сейчас работает на пределе возможностей, поскольку не создано достаточных резервов пропускных, провозных и перерабатывающих мощностей, а производственная база физически и морально устарела. Железной дороги не способны полностью удовлетворить потребности в пассажирских перевозках через низкий уровень рентабельности перевозок и высокую затратную часть функционирования "Укрзализныци".

Для обеспечения непрерывных грузовых и пассажирских перевозок необходимо: 1) построить скоростные железнодорожные линии; 2) увеличить среднюю массу одного поезда за счет повышения статической нагрузки; 3) довести длину станционных путей до 80-85 % эксплуатационной длины железных дорог; 4) увеличить полигон электрической тяги до 45-50 % эксплуатационной длины железных дорог; 5) пополнить парк локомотивов электровозами и тепловозами нового поколения с максимальной унификацией узлов; 6) увеличить парк пассажирских и специализированных (до 35-40 %) грузовых вагонов.

В Украине разработана соответствующая программа развития железнодорожного транспорта, которым предусматривается создание производства пассажирских вагонов локомотивной тяги, электро - и дизель-поездов (последние раньше производили только в Риге). Разработку программы поручено холдинговой компании "Лугансктепловоз" (для производства комплектующих привлечено еще около 50 предприятий). Впервые предусмотрено производство вагонов с асинхронным приводом (раньше была гідропередача и резисторная-контактное регулирования).

Для Украины важной является интеграция в европейскую транспортную систему, потому что через ее территорию проходят 4 транспортных коридора. Для этого необходима электрификация железных дорог. Осуществляется также модернизация транспортных узлов международного значения. Таким "полюсом экономического развития" станет дальнейшее развитие интерпортов в г. Ковеле.

Транспортная сеть также требует значительной реконструкции, прежде всего в направлении восток-запад. Есть потребность в скоростных магистралях, в районах высокой нагрузки параллельных путей, в увеличении длины станционных путей, большей автоматизации ДВИЖЕНИЯ" В заводе путевых машин для строительства железных дорог.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание