Архипастырское служение. Антоний, епископ Уфимский и Мензилинский

Божественный Промысл определил епископу Антонию самостоятельно возглавить епархию. 11 июля 1900г. он был переведен на Уфимскую и Мензилинскую кафедру. «Владыке Антонию к этому времени было уже 37 лет. Он имел уже значительный стаж и духовный опыт по своей церковно-учительной и ученой деятельности, как прослуживший в трех духовных академиях и замещавший Казанского архиепископа по управлению обширной Казанской епархией» Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 298.. К этому времени епископ Антоний успел снискать широкую известность по всей России через своих учеников и свои печатные труды.

В религиозном отношении Башкирский край в то время представлял собой поприще борьбы Православия с исламом и со староверами-раскольниками. По прибытии в Уфу епископ Антоний прежде всего обратил внимание на богослужение и проповедничество. «Молящиеся за службами нового епископа наполняли обширный кафедральный собор, вмещавший в себя 3000 человек, до отказа» Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 - 1936 годов. СПб., 2006. С. 26.. Нужно отметить, что помолиться на уставных богослужениях епископа Антония, а также послушать его проповеди, которые он произносил за каждой литургией, приходили представители местной интелегенции. Владыкой Антонием было создано в Уфе сильное религиозное движение, заботился он и о самых отдаленных уголках своей епархии, была усилена миссионерская деятельность среди магометан. Епископ Антоний прослужил в Уфе 1 год и 9 месяцев, за это время число приходов увеличилось почти вдвое, выросла численность духовенства.

Особым событием в жизни преосвященного Антония стало его приветственное послание Патриарху Константинопольскому Иоакиму III в 1901г. по случаю его вторичного восшествия на Патриарший престол. В послании, напечатанном в «Уфимских Епархиальных Ведомостях», епископ Антоний открыто проявил себя сторонником Патриаршего возглавления Церкви, что вызвало возмущение обер-прокурора Константина Петровича Победоносцева. Епископ писал Патриарху: «В этом благородном и самоотверженном первенстве да познается ее сила, взамен политических интриг, к сожалению, обуявших православные народности в последнее время и уподобивших Христово достояние западным еритикам...» Антоний (Храповицкий), митрополит. Слова, беседы и речи (О жизни по внутреннему человеку). СПб. , 2002. С. 389.. Безусловно, митрополит Антоний (Храповицкий) был ревностным сторонником канонического правления - Патриаршества, об этом более подробно мы скажем в следующих главах.

Епископ Антоний Волынский и Житомирский

22 апреля 1902г. епископа Антония назначали епископом Волынским и Житомирским. На долгие годы владыка связал свою судьбу с Западной Украиной. 12 лет трудился на своей кафедре и приобрел всероссийскую известность как «архипастырь Антоний Волынский». Из 100000 населения Житомира лишь 20000 человек были православными. Церковная жизнь была в упадке. «Католическая пропаганда все более усиливалась, а наряду с ней развивалось сектантство и старообрядчество» Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 - 1936 годов. СПб., 2006. С. 28.. И это, не смотря на то, что сама Волынская епархия по числу приходов занимала первое место в Русской Церкви. На духовенстве Волынского края сказалось долголетнее польское влияние, пастыри не служили для народа должным нравственным примером. Жизнь епархии была не простой, часто епископу Антонию поступали жалобы целых приходов на своих священников, судебные дела между священниками и прихожанами были бесчисленными. Владыка отдал много сил для устранения подобных ненормальных отношений между народом и духовенством. Для этого он показал личный пример и открыл двери своих архиерейских покоев для всех и во всякое время.

В 1904г. он обратил внимание на состояние находившегося в руинах древнего Овручского монастыря храма святителя Василия Великого. На собрании Владимиро-Васильевского братства в городе Житомире по инициативе епископа Антония был принят обет воссоздать храм ради благополучного исхода войны с Японией. Воссоздание храма было завершено в 1910г., на освящении которое совершил преосвященный Антоний, присутствовал император Николай II.

Святейший Синод, конечно же, оценил труды владыки, и в 1906г. епископ Антоний (Храповицкий) был возведен в сан архиепископа, а также стал членом Государственного Совета.

Необходимо упомянуть о заботе архиепископа Антония о Почаевской лавре. До назначения владыки Антония она имела всего лишь местное значение. Во время его святительства лавра стала быстро преобразовываться, установилось уставное богослужение, были устроены 3 скита. По ходатайству владыки святые мощи преподобного Иова Почаевского были торжественно вынесены из-под спуда, и установлен праздник Обретения мощей. Значительную часть года архиерей проживал в лавре, здесь он написал службы и акафист Почаевской иконе Божией Матери и преподобному Иову, которые вошли в богослужебное употребление. Был построен новый храм во имя Пресвятой Троицы - точная копия Троицкого храма в Троице-Сергиевой лавре.

Близились грозные разрушительные годы революции. «В 1905-1907 годах митрополит Антоний поддерживал Союз русского народа и другие монархические организации, что снискало ему в либеральных и революционных кругах репутацию черносотенца» Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 591. . По мере усиления революционного движения к 1905г. владыка Антоний, в ущерб своей популярности среди прогрессивного общества, усилил свои обличения, чаще говорил о значении царской власти. «Под мудрым руководством владыки Антония его волынская паства стойко перенесла революционную бурю 1905г., нимало не поколебавшись в своих правых убеждениях» Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 - 1936 годов. СПб., 2006. С. 35.. Конечно же, митрополит Антоний был истинным патриотом своей Родины и верным слугой помазанника Божьего императора Николая II, что всегда проявлял на деле. Он считал, что духовенство должно активно участвовать в выборах в 1-ю Государственную Думу и призывать отдать голоса патриотически и монархически настроенным депутатам.

Знаковым событием в жизни Волынской епархии стали организованные архиепископом Антонием празднования в связи с 300-летием со дня кончины ревностного защитника Православия в западном крае князя Константина Константиновича Острожского (1908г.) и 150-летия Холмской Духовной семинарии (1910г.). Эти празднования были средством защиты Православия, поскольку оно испытывало в Волыне натиск Запада, натиск католической унии. Владыка Антоний, совершив празднования, объединил русских дворян, крестьян и представителей других сословий в борьбе за национальную идею и Православие.

Весна 1908г. принесла архиепископу Антонию скорби и переживания, связанные с проблемами духовного образования в России. «В 1908 году Синод назначил ревизию духовных академий. Петербургскую и Московскую инспектировал архиепископ Херсонский Димитрий (Ковальницкий), Казанскую - епископ Псковский Арсений (Стадницкий), Киевскую - архиепископ Волынский Антоний» Ципин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 322. . Безусловно, необходимость проведения ревизии была продиктована революционным движением в империи и активным участием в нем студенчества. Проверка вскрыла многие неприглядные стороны жизни Киевской академии, а именно: низкий уровень религиозности, стремления к автономии, подобной университетской, а фактически отрыв от религии. Конечно же, архиепископ Антоний проводил ревизию с позиции полного неприятия академической автономии, что вызвало протест со стороны корпорации Киевской Духовной академии. Подробно о недостатках в академии владыка написал в своей брошюре «Правда о Киевской Духовной Академии», которая вышла в свет в 1908г. Общее заключение ревизии было неутешительным, архиепископ требовал освободить инспектора академии от должности, уволить устаревших профессоров. Один из пунктов заключения приведем дословно, так как он ярко обрисовывает положение дел в этом духовном учебном заведении: «Неотложно внушить ректору и Совету академии о необходимости студентам неопустительно посещать Божественную службу, согласно Уставу академии, петь на обоих клиросах и прислуживать в алтаре безвозмездно, а профессорам - подавать юношеству в сем назидательный пример» Цит. по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 563.. В связи с отрицательными итогами проверки вынужден был покинуть Киевскую Духовную академию ее ректор, епископ Платон (Рождественский), что, по мнению биографов митрополита Антония (Храповицкого), стало причиной неприязненных отношений между иерархами в эмиграции.

В 1911г. произошло беспрецедентное по своей низости покушение на архиепископа Антония. Поистине, время безнаказанных безумцев царило в России в ХХв. Бывший студент Казанской Духовной академии, отчисленный за беспорядки самим епископом Антонием (Храповицким), во время богослужения в церкви Благовещенского подворья в Санкт-Петербурге пытался кортиком убить архиерея. Но люди, стоявшие в храме помешали совершить преступление, и он лишь ранил владыке левую руку. В храме поднялось смятенье, тогда архиепископ Антоний взошел на амвон и сказал: «Возлюбленные чада, успокойтесь. Будем молиться и возблагодарим Господа, что Он сжалился над безумцем и не допустил его совершить злодеяние» Цит. по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 591.. Жизнеописатели митрополита Антония утверждают, что неоднократно владыка получал письма с угрозами убийства, но он всегда сохранял хладнокровие, и ни тени страха не изображалось на его лице.

Архиепископ Антоний принял участие в подготовке и проведении церковной части мероприятий, посвященных празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913г. По просьбе императора архиепископ привез в Петербург для поклонения в дни празднования чудотворную Почаевскую икону Божией Матери, а также сопровождал гостя России и Русской Церкви Григория IV, Патриарха Антиохийского. Приезду Патриарха Григория владыка придавал особое значение для дела восстановления канонического правления Церковью в России.

В вопросах церковно-государственных отношений митрополит Антоний был сторонником принципа симфонии церковной и светской властей - тесного союза Церкви и государства при независимости Церкви от той формы государственного контроля, которая была введена Петром I. Выступая, как горячий ревнитель восстановления Патриаршества, он в качестве идеального главы Церкви называл Патриарха Никона.

В начале 1905г. архиепископ Антоний составил проект доклада о созыве Поместного Собора и избрании Патриарха. После обсуждения на Синоде доклад был подан императору, который в связи с революционными событиями признал эти вопросы несвоевременными. После издания императором указа «Об укреплении начал веротерпимости» (от 17 апреля 1905г.) высокопреосвященный Антоний представил в Кабинет министров записку «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви».

В 1912-1916гг. архиепископ Антоний был членом Святейшего Синода, принимал участие в подготовке Поместного Собора. На разосланную в 1905г. Синодом правящим архиереям анкету о возможных церковных реформах владыка Антоний ответил 4 докладными записками, в которых изложил свою позицию в вопросах состава будущего Собора, восстановления Патриаршества, а также реформы духовной школы. Апеллируя к византийской практике и к канонам, он высказался за исключительную власть епископов в Церкви, полагая, что только они могут быть членами Поместного Собора, которому надлежит выработать предложения по серьезному преобразованию церковной жизни. Показательны воззрения архиепископа на реформу духовной школы. Семинарию, тогда среднюю школу, он предлагал разделить на сословную и профессиональную. Владыка предполагал, что сословная школа должна давать образование детям духовенства с возможностью их свободного выхода из духовного звания, а профессиональная должна быть открыта для представителей всех образованных сословий, желающих посвятить себя пастырскому служению. Архиепископ Антоний предлагал радикально реорганизовать духовные академии.

В начале XXв. появилась возможность организовать проведение долгожданного Поместного Собора, Русская Церковь жаждала перемен. Многое в деле подготовки к Собору было сделано архиепископом Антонием (Храповицким). В марте - декабре 1906г. он состоял членом Предсоборного Присутствия при Святейшем Синоде, где председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры», поскольку считал единоверие важной частью миссионерской деятельности. В 1912 - 1913гг. участвовал в работе Предсоборного Совещания, посвященного вопросу о восстановлении Патриаршества.

«В июле 1908 года высокопреосвященный Атоний председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве, в январе. 1912 года - на 1-м Всероссийском единоверческом съезде» Э. П. Р. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ//Православная энциклопедия. М., 2001. Т.2. С. 648. .

В 1911г. вышло 2-е собрание сочинений владыки, 14 июня того же года «во внимание к научным достоинствам сочинений» советом Казанской Духовной академии архиепископ Антоний был удостоен степени доктора богословия и утвержден в этой степени Священным Синодом 15 июля этого же года.

Митрополит Антоний никогда не оставлял заботу о богослужениях, их правильном совершении, а также много работал над составлением недостающих богослужений. Благодаря ему, активизировалась работа по введению в общецерковное употребление новых богослужебных текстов. Осенью 1905г. епископ обратил внимание Святейшего Синода на отсутствие в служебных Минеях нескольких служб святым, которым положен полиелей. Результатом этого обращения стало определение Синода от 1908г. о скорейшем издании дополнительной Минеи, архиепископу Антонию было поручено ее редактирование, уже в 1909г. она была издана Санкт-Петербурге. Не лишним будет упомянуть, что высокопреосвященный Антоний стал инициатором издания Петербурге в 1915г. сборника «Молитвы, чтомыя от предстоятеля во дни различных праздников и молений церковных», в который вошли тексты, прежде распространявшиеся в виде рукописей, либо труднодоступные местные публикации. По поручению Священного Синода владыка редактировал богослужебные последования перед разрешением их к богослужебному употреблению.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом