Церковно-практические труды

Разбирая творения великого ученого, богослова митрополита Антония, необходимо особое внимание уделить его трудам, посвященным насущным проблемам земной жизни, проблемам государственного и церковного значения. К таким творениям можно отнести его статьи «В защиту наших Академий», «Заметки о нашей духовной школе», «Сельское духовенство и крестьянское хозяйство», заявление в 6 отдел Предсоборного Присутствия «О свободе вероисповеданий», «В каком направлении должен быть разработан устав духовных академий?» и другие.

На протяжении всей своей деятельности (до эмиграции) владыка много заботился о духовном образовании, имевшем в конце XIX - начале XXвв. свои недостатки. Митрополит радел об исправлении бедственного положения духовных учебных заведений и предлагал пути выхода из кризиса духовного образования. Так он критикует духовные школы: «Мало того, разросшееся в громадное дерево епархиальное управление отвлекает иерархов в область практически административных интересов, так что прежнее участие в жизни школы и в науке стало для них совершенно не доступным» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 396. . В статье «Заметки о нашей духовной школе» он пишет: «Итак, школа не развивает ни христианского настроения, ни пастырского духа; она не умеет поставить богословскую науку так, чтобы раскрывать в ней жизненную силу нашей религии, ни дело воспитания направить таким образом, чтобы оно содействовало расширению души учащегося» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 427.. Проблемы духовных школ проистекали из того, что дети духовенства были обязаны окончить семинарию, статус которой был низким в глазах российского общества. Выпускники семинарий и академий, в большинстве своем, не желали принимать священный сан. Митрополит Антоний предлагал свои варианты выхода из сложившейся ситуации: «Воспитание пастыря Церкви начинается с духовного училища, курс которого состоит из шести классов… Школа должна быть профессионально-церковная» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 507.. В семинарии владыка желал привнести следующие изменения: не поддерживать искусственно сословный характер семинарии, присвоить учащимся духовную одежду, говеть 4 раза в год, совершать богослужения без сокращений и по очереди исполнять их ежедневно. Главной заботой митрополита Антония были все-таки духовные академии. Приведем лишь некоторые предложения Высокопреосвященного Антония дословно, а остальные кратко перечислим. Он утверждал, что в науку Основное богословие необходимо ввести разбор новых лжеучений, не частями, а целиком изучать Священное Писание, патрологию. «Богослову необходимо знать всю патрологию в такой именно степени обстоятельности, в какой ее обыкновенно проходят в академиях до Киприана или до Оригена, а для сего необходимо и по патрологии иметь не 4 и не две лекции, а 16, т.е. по 4 на каждом курсе» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 540. . Еще он рекомендовал увеличить количество часов для изучения таких наук как История Церкви, Церковное право, чтобы студент знал «Книгу Правил так, как хороший школьник - катехизис» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 541.. Владыка считал, что необходимо в академиях основать кафедру истории церковного искусства, что преподавателями академий должны быть только священнослужители.

К сожалению, в своей жизни митрополиту Антонию не суждено было увидеть столь желанных им перемен в духовных академиях.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом