Критика учения Л.Н. Толстого

Митрополит Антоний (Храповицкий) был лично знаком с Л.Н. Толстым. На протяжении нескольких лет он изучал и давал критический анализ его трудам. «Собственно Л.Н. Толстой стал предметом критики Антония уже в статье «О народных рассказах Толстого» (1886) и в его магистерской диссертации (1887), а затем в речи «Нравственная идея догмата о Пресвятой Троице» (1892), где он типологически сближает писателя с тюбингенской школой богословия, делающей крайние выводы из учения Канта. К идеям и личности Л.Н. Толстого митрополит Антоний и впоследствии обращался неоднократно» Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С. 94..

В связи с критикой учения Толстого митрополитом Антонием были написаны следующие статьи. В 1886г. в журнале «Русское дело» опубликована статья «О народных рассказах Толстого»; в 1888г. - «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» - в «Церковном Вестнике»; в 1889г. в том же журнале - «Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого»; в 1895г. в «Богословском Вестнике» - «Две крайности - паписты и толстовцы», в Казани в журнале «Православный собеседник» - «Нравственное учение в сочинении Толстого «Царствие Божие внутри нас» пред судом учения Христова».

Из этих работ наиболее интересна «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого», она обличает заблуждения Толстого, и излагает его понимание Священного Евангелия. В этой работе показан особый метод борьбы с врагами Православия для раскрытия его положительной стороны. «Не мудрена система переделанного Евангелия (Толстого), ее так же просто опровергнуть, как и многие другие заблуждения, но все они будут страшно заманчивы и заразительны, пока истина, пока Православие будет существовать только в книгах да в проповедях, а осуществляться лишь в деревенской глуши да в пустынях Валаама или Афона» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 244..

Опровергая заблуждения Л.Н. Толстого, митрополит Антоний, тем не менее, относился к нему с большим вниманием. Т.к. считал, «что различные течения общественного развития, выясняющие христианство только с одной стороны, не только не гибельны, но, напротив, содействуют к усвоению истины во всех частностях, лишь бы ее уяснители поняли, что у них есть только часть истины» Цит по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.

Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 203.. Владыка подробно изучил Толстого и сравнил его учение с учением Церкви о Боге Отце, Христе Спасителе, Святом Духе и заповедях Господних. Митрополит показал, что основное отличие учения Церкви от учения Толстого заключается в том, что заповеди Церкви имеют духовный, внутренний характер, а у Толстого они сведены к внешним поступкам и являются не религиозными, а социальными правилами. Т.о, по митрополиту Антонию Толстой оказался хулителем нашей веры, т.к. свел свои правила к социальным положениям. В заслугу Толстому владыка Антоний ставил то, что он подробно ознакомился с учением Спасителя. Ценя великого писателя за его ревность об исправлении общественных нравов, но в то же время защищая духовенство от несправедливых нападок Толстого, владыка Антоний писал, что Толстой является преступным клеветником, поскольку, объявлял духовенство лицемерами, поддерживающими суеверие ради государственных целей. Владыка Антоний критиковал его учение о непротивлении злу насилием: «по Толстому, нравственный закон строго индивидуален: если человек не нарушил его пяти заповедей, то он свят, безгрешен. Пусть вокруг него растлевают детей, режут стариков, учат воровству и обманам юношей… А христианин говорит со апостолом: «кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто не соблазняется за кого бы я не воспламенялся» (2 Кор. XI, 29). Он признает себя связанным с жизнью всех, а безучастное отношение к нравственному злу считает для себя более предосудительным, чем противление силой» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 308.

Согласно разъяснениям владыки Антония, изложенным в целом ряде его статей, посвященных критике Толстовского учения, - сущность его мировоззрения заключалась в пантеизме, отрицавшем свободу воли человека, следовательно, и существенную разницу между добром и злом. Не смотря на все уклонения Толстого от православного учения, митрополит Антоний признавал его талант и ценил его стремление привить утерянные моральные ценности российскому обществу.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом