Митрополит Антоний о Ф.М. Достоевском

Самое сильное впечатление из литературных писателей на митрополита Антония произвел Ф.М. Достоевский, творчество которого оказало на него глубокое влияние. В юности он познакомился с трудами великого писателя и восхищался ими. «Алеша сразу понял Достоевского, и не было предела его восторгам при выступлениях Достоевского на литературных вечерах» Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 46..

Митрополит Антоний является, вероятно, лучшим истолкователем творений великого русского писателя. Основной темой творений Достоевского, по митрополиту Антонию, была христианская истина, бытие Божье, как праведного управителя человеческой жизни.

Гениальность писателя он усматривал в том, что Федор Михайлович сумел показать процессы, происходящие в душе человека грешника и человека кающегося, в том, что он лучше других описал постепенность роковых колебаний, роковых падений и благодатного возрождения человеческого духа, освобождения из рабства греха, неверия и злобы. Митрополит утверждал, что проникновение читателя в творения Достоевского успокаивает души надеждой на неистощимое милосердие Божье и возможность нравственного возрождения человека. Достоевский для митрополита Антония - не только учитель жизни, но и пастырства. Этой теме он посвятил свою «внеклассную лекцию» для студентов Московской Духовной академии: «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского».

Истолковывая творчество Ф.М. Достоевского, владыка писал, что любовь к человеку была основным свойством писателя. Также, владыка утверждал, что Православие, славянство и русского царя писатель любил потому, что считал эти начала необходимыми для нравственного возрождения человека. Это характеризует и самого митрополита, который был архиереем, вероятно потому, что он с детских лет свободно предал свою душу Христу и ревностно и много работал над проповедью нравственного возрождения человечества. Неоднократно владыка использовал идеи Достоевского в своих догматических творениях и в пастырском богословии, создав для них совершенно новое направление в науке.

Первую работу о Достоевском «В день памяти Достоевского» владыка Антоний, тогда еще доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, опубликовал в 1888г. в журнале «Русское дело». В годы ректорства в Московской Духовной академии, он уделил внимание творчеству великого писателя в статье «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского». Эта статья была напечатана в «Богословском Вестнике» в 1893г., а затем и в дополнении ко второму тому «Полного собрания сочинений». В ней митрополит Антоний так характеризует творчество Федора Михайловича: «Достоевский раскрывает в своих сочинениях стройное и весьма полное миросозерцание: все разнообразнейшие частности жизни и мысли, нескончаемой вереницей проходящие перед его читателем, проникнуты одной нравственной идеею. В начертании бесчисленных типов из самых разнообразных областей общественного быта - от схимника до социалиста, от младенцев и философов до преклонных старцев, от богомолок до блудниц - Достоевский не пропускает ни одной картины, ни одной, можно сказать, строки, не привязанной так или иначе к своей идее» Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.2. С. 463. .

Митрополит видел в Достоевском психолога. Интересен взгляд владыки на основную идею творчества Достоевского с пастырской точки зрения. «Возрождение - вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев, и лишь с этой точки зрения интересуется сам автор различными богословскими и социальными вопросами…» Цит. по: А.Н. Стрижев. Ф.М. Достоевский и Православие. М., 1997. С.74. .

В своих пастырских исследованиях о Федоре Михайловиче владыка Антоний пишет, что перед Достоевским была раскрыта мудрость Домостроительства, что он питал непоколебимую надежду, что не только в жизни будущей, но и во временной, наступит общее возрождение, подобное принесенному христианством в первом веке. «В творениях писателя Антоний, с точки зрения «пастырского богословия», видит изобильный материал для такого подвига, который он называет «служением возрождения», считая, что именно в них можно найти ясные ответы на такие вопросы: каков должен быть возрождающий? кто может содействовать возрождению? как происходит уподобление одной нравственной воли другой?» Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С.87.

После революции и крушения Добровольческой армии владыка Антоний на Балканах, издал свою книгу «Словарь к творениям Достоевского», которую он написал, находясь в своем заточении в монастыре в Бучаче. В этой книге автор указывает на то, что пророчества Достоевского о революции осуществились в полной мере, что русское общество пришло в отчаяние, осознав, что бескровной революции не получилось, когда кровь потекла рекой по русской земле. «Прежнее ликующее настроение сменилось унынием; к бесчисленным убийствам или казням присоединились многочисленные самоубийства и умопомешательства» Антоний (Храповицкий), митрополит. Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. С. 8.. Владыка ставил вопрос: окончательно ли погибла Святая Русь. А ответ он предлал искать в творениях предсказателя бед России Достоевского. «Должно спросить того мыслителя, который так верно предсказал то, что совершилось. Мы не хотели тогда ему верить. Поверим же теперь и найдем путь к общему возрождению» Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. С. 9.. В «Словаре к творениям Достоевского» владыка желал видеть нравственно-патриотический катехизис русского человека. «Мой «Словарь к Достоевскому» - не столько для народа, сколько для интеллигенции, ибо она сделала революцию, и хотя горько в ней кается, но главная задержка наша в когтях анархии зависит не от народа, а от той же интеллигенции» Антоний (Храповицкий), митрополит. Указ. соч. С. 25.. Митрополит предлагает вникнуть в историческую правду русского понимания жизни, чтобы возродить Россию. Для этого, он утверждает, нам нужен Достоевский, его идеи и наблюдения.

Находясь в Сремских Карловцах с 1929г. по 1934г., митрополит Антоний поместил в газете «Царский Вестник» 13 статей о Достоевском. В этих статьях иерарх анализирует творчество писателя и высказывает надежды на возрождение России.

Не может не удивлять, как глубоко проник в суть творений Достоевского владыка Антоний. Без сомнения, приведенные в его книге мысли великого писателя являются идеалами и для него самого.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом