Стадии развития религии

христианство религия обряд русь

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях.

Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. -- «отказываться, воздерживаться») -- проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. -- «имеющий знание») эклектически связывал идеи античной философии, заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных религий. Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья - зоны. К ним относили и Иисуса Христа.

Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою бого-избранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. -- «казаться») -- направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа.

Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника - Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников -- рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

-Стадия борьбы за господство в империи:

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников».

Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу.

Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галереи, а в 313 -- император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I. В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа -- крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г.

Император придал этому видению совершенно особый смысл -- как знак избрания его Христом , для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 году Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права.

Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана(361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

После смерти Феодосия Римская империя была разделена между 2-мя его сыновьями на Западную часть с центром в Риме и Восточную - с центром в Константинополе. В 476 г. император западной части империи Ромул Август был вынужден отречься от престола, и вся власть сосредоточилась в руках восточной части империи (Константинополь). Западная часть империи осталась без государственной поддержки и армии, и часто завоёвывалась соседними варварскими племенами. Оккупанты облагали народ непосильным и податями и единственной властью, к которой народ мог обратиться за помощью, стала церковь. Церковь вела дипломатические переговоры с захватчиками, суля им заступничество Бога за их сотрудничество и помощь.

С того времени, как Феодосием была основана церковь в Константинополе, она постоянно находилась в конфликте с церковью Рима из-за различий в обрядах и догмах, имущественных споров, богослужения на разных языках (латынь - на западе, и греческий - на востоке) и борьбы папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов.

Императоры поддерживали восточную церковь, западная же настаивала на своём первенстве, как, якобы, основанной апостолом Петром. В 606 году Риму удалось добиться от императора Фоки декрета, которым узаконивалось, что "Епархия Благословенного Апостола Петра должна быть главою всех Церквей". Декрет гарантировал, что титул "Вселенский Епископ" может принадлежать исключительно только Епископу Рима, также он получил титул «наместник Иисуса на Земле» и «папа», что означает: “Отец”.

Почувствовав власть, уже в 716 году римский папа Григорий II отлучил от церкви императора Льва III, который пробовал запретить поклонение иконам (иконоборчество) в Италии имперским указом, без согласования с папой.

А в 741 году папа Захарий даже не обратился к Византийскому императору, чтобы утвердить своё избрание в папы (хотя это и было формальностью, но для народа создавало видимость, что папа находится в подчинении у императора).

Когда лангобарды стали притеснять население Западной части империи, папа обратился за помощью к королю франков Пипину Короткому. Папа обещал поддержать его династию Карловингов, и за это король Пипин очистил западную часть империи от варваров и подарил церкви обширную Папскую область, а папе -привилегии духовного наставника всех правительств. В 756 году папа короновал сына Пепина, Карла, на престол Римской империи Византийский император уже не претендовал на власть над Западной частью.

Римской империей теперь считалась только Западная часть, Византийской империей осталась только Восточная половина.

С тех пор папство получило абсолютную власть, и могло утвердить или отклонить любого кандидата на престол империи.

Без одобрения папы император не мог принять никакого важного решения, находясь под угрозой отлучения от церкви. В 1054 году церковь Константинополя категорически отказалась находиться под контролем Рима. Обе церкви предали друг друга анафеме. Так произошёл раскол: церковь Рима стала католической, церковь Константинополя - православной. В начале 13 века(1215 году) для борьбы с ересью католическая церковь учреждает особый судебный орган «Святую инквизицию». В двух словах- это армия палачей. С начала создания инквизиции начинается период реформации.

Но все это общая (мировая) история которая продолжалась вплоть до 19 века.

Главной вопрос как зародилось христианство на Руси, во что верили славяне до этого и к каким последствиям привела смена религии.

В середине II тысячелетия до нашей эры начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой полосе от Одера до Днепра. Их религиозные представления, насколько можно судить, вписываются в общую схему первобытных земледельческих племен.

В славянском язычестве отложилось многое из того, что следует отнести к общему индоевропейскому единству; сохранилось кое-что и из более ранних охотничьих представлений.

В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха, дал интереснейшую периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ «упырей и берегинь» -- дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе Х века

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «украины» государства.

С этой суммой основных религиозных представлений, осложненных большим количеством мелких детализирующих культов, обрядов, заклинаний, заговоров, первичных мифов, праславяне бронзового века и вступают в высшую фазу первобытности, в то историческое время, когда их уже знают цивилизованные соседи и пишут о них под разными именами. Это эпоха господства скифов-кочевников в Причерноморье, время путешествия Геродота, оставившего драгоценнейшие записи о северных соседях кочевых скифов. В этот новый и очень яркий период своего исторического бытия славянский мир пришел с богатым языческим наследием, накапливавшимся на протяжении многих тысячелетий первобытности.

Какая-то часть этого наследия уцелела не только до времени Мономаха, но и до этнографов XIX--XX вв.

Мало кто знает, что Владимир ,пользуясь сильной властью и высоким авторитетом как внутри так и вне своей державы, имел возможность совершить свободный выбор среди различных вер представленных в его окружении. Повесть временных лет говорит и приёме Владимиром четырёх посольств представителей разных учений: к нему являлись "болъгары веры Бохъмиче" (волжские булгары- магометане), "немьцы от Рима" (немцы- латияне, "жидове козарьстии" (хазары- иудеи) и "гръци" (греки- православные) в лицефилософа." Согласно тому же источнику после бесед с послами Владимир, по совету дружины, отправил собственные посольства - чтобы "испытати... их службу" - в три из четырёх упомянутых религиозных центров: "в болгары," "в немьци" и "в греки." На деле, круг возможного выбора Владимира был несколько шире и включал:

Язычество - Несмотря на неудовлетворённость своей "первой религиозной реформой," Владимир мог пойти по пути дальнейшего реформирования язычества в свей стране. При наличии множества разнообразных культов и верований, основная масса племён Руси была при этом языческой, и путь внутренней синкретической реформы обещал наименьшее сопротивление. Примерами господствующего язычества для Владимира могли быть родственные русской элите варяги (скандинавы), среди которых язычество сохраняло сильные позиции несмотря на постепенное распространение Христианства; прибалты, у которых язычество оказалось наиболее живучим в Европе; а также такие степные народов как половцы.

Иудаизм - Большинство подчинённых русскому государству славянских племён ранее были данниками Хазарии, чья элита преимущественно принадлежала к иудаизму. Хазарское культурное влияние на Русь видно из того что и сам Владимир титуловался хазарским титулом "каган." Разгром Хазарии отцом Владимира Святославом не положил конец соседствующему с Русью каганату и, вероятно, подстегнул интеграционные процессы между расколотым хазарским и крепнущим русским обществом.

Ислам - Ко времени Владимира у русских имелся не только богатая история торговли с мусульманами, но и опыт управления мусульманским населением - как, например, во время захвата столицы Кавказской Албании, города Бердаа в 943-944 году. Ближайшим соседом Руси принявшим ислам на государственном уровне стала в 922 году Волжская Болгария, почему волжские "болгары" и были наиболее значимым примером мусульман для русских того времени. При этом, арабский писатель Аль-Марвази свидетельствует также о посольстве русского князя по имени "Владмир" в Хорезм, тоже в видах принятия ислама Христианство - После язычества Христианство было, вероятно, наиболее широко представленной и хорошо известной верой на Руси времён Владимира. Православие имело безусловное первенство, но на Руси также видимо были известны такие ереси как:

Арианство - Из-за давнего закрепления готов-ариан в Крыму, во времена Владимира арианство возможно сохраняло своё положение там. В этой связи примечательно что рассказ Повести временных лет о собственном крещении Владимира в Корсуни (ныне в пределах Севастополя) вкладывает в его уста Симбол веры с арианской формулой: "Сын подобносущен... Отьцу"

Антихалкидонство - Армяне-антихалкидониты были известны на Руси и благодаря торговле и в качестве специалистов (в частности - врачей). Но несмотря на вышеизложенные веры ,в 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном.

Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы.

Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной -- и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Эти два города сопротивлялись до последнего, не желая принимать новую веру принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности.

Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму.

Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом