Заключение

История России, Русской Православной Церкви в XX в. трагична. Трагичны и жизни ее ревностных сынов. Некоторые из них «даже до смерти» пострадали за святую Православную веру и свои убеждения, некоторые были вынуждены пройти нелегким путем лишения свободы - заключения в нечеловеческих условиях тюрем и лагерей Советского Союза, многие должны были оставить любимую Родину и окончить свою жизнь на чужбине. Все силы безбожных властей СССР были положены на то, чтобы Русская Православная Церковь прекратила свое существование. Благодаря мудрейшим иерархам нашей Церкви, таким как священномученик Тихон (Беллавин) священномученик Петр (Полянский), Патриарх Сергий (Страгородский) этого не произошло. К сожалению, митрополит Антоний (Храповицкий), находясь в эмиграции, не смог правильно оценить положение своих собратьев в советской России. Он совершил ошибку, которая повлекла за собой раскол, прекращение общения с Московским Патриархатом. Но, нам думается, что в этом он виновен лишь частично. Советское правительство, в этом нет сомнения, давило на иерархию в России, вынуждала прекратить общение с эмигрантами, а именно с представителями Русской Церкви за границей. Зарубежный раскол это наша общая беда. «Величайшей жизненной драмой русских православных архиереев, вынужденных покинуть Россию после захвата власти большевиками, стало разделение Русской Православной Церкви, наступившее после формально-канонического отделения этих архиереев от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в сентябре 1927 г» Митрофанов Г., протоиерей. Сбудутся ли в скором будущем чаяния отцов-основателей Русской Православной Церкви Заграницей? http://www.religare.ru/article28108.htm. 10. 04. 06.

Вопрос о воссоединении Русской Православной Церкви за границей с Русской Православной Церковью сегодня как никогда актуален, обеим сторонам необходимо выработать грамотные позиции на пути воссоединения. Важно понять, что исторические обстоятельства вынуждали делать ошибки как иерархов Русской Православной Церкви, так и представителей Русской Православной Церкви за границей. «Существует миф о том, что Зарубежная Карловацкая Церковь отличается какой-то стерильной канонической чистотой, в отличие от Московской Патриархии, на самом деле это действительно миф, потому что от буквы канонов отступали как те, так и другие, и зарубежники не в меньшей степени, а может быть, в большей, чем находившиеся здесь» Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 - 1927. СПб., 2002. С. 407. .

Конечно, вырабатывая положения на пути воссоединения, необходимо будет дать правильную оценку деятельности Патриарха Сергия (Страгородского) и митрополита Антония (Храповицкого), чтобы их личности не стали камнем преткновения на пути примирения. Это отлично понимают иерархи наших Церквей. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский (РПЦЗ) Кирилл (Димитриев) утверждает: «Никто не может забывать тот ужас, который испытали представители Церкви в годы безбожных репрессий в 20-м веке. Некоторые поступки совершались под длительными и жесточайшими гонениями, а не по доброй воле. Поэтому, я думаю, что самого патриарха Сергия осуждать нельзя, а "Декларацию" мы осудили, чтобы не было таких повторений в будущем» Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/print.cgi?item. 13.03.06..

Личность митрополита Антония (Храповицкого), великого иерарха Русской Православной Церкви, талантливейшего человека многогранна. Вокруг нее всегда были, есть и, по-видимому, еще долгое время будут продолжаться споры: споры о его деятельности, о его трудах. В своей работе мы не занимались поиском виновных в зарубежном расколе, а пытались дать лишь описание жизни митрополита Антония с зарисовками отдельных черт его личности, пытались дать характеристику его трудам по основным направлениям его богословской мысли.

Отказ от наследия митрополита Антония был бы непростительной ошибкой; конечно, необходимо понимать, что его труды содержат в себе догматические ошибки, но его вклад в копилку русского богословия все - таки неоценим. Один, наверное, из наиболее жестких критиков богословия митрополита Антония протоиерей Георгий Флоровский все же признает: «В мировоззрении Антония, при всей его недосказанности, есть большая ценность» Флоровский Г. , протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 436..

На наш взгляд, труды митрополита были особо необходимы русскому богословию в конце XIX - начале XX вв. хотя бы как попытка оживить находившуюся под влиянием схоластики богословскую мысль. И современным богословам и пастырям есть что почерпнуть из его творений. «Владыка митрополит Антоний, не имевший никаких вещественных капиталов или драгоценностей, оставил после себя великое духовное наследие в виде неисчерпаемого богатства идей - религиозно-философских, церковно-общественных и вообще жизненных» Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919 - 1936 годов. СПб., 2006. С. 128..

Кратко познакомившись с личностью и наследием митрополита Антония (Храповицкого), мы можем сказать, что его образ - это образ ревностного иерарха Русской Церкви, образованнейшего богослова, сострадающего пастыря, бесстрашного патриота.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом