Заключение

Итак, рассмотрев историю появления и развития ислама в нашей стране, отметим следующее.

На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком.

Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны.

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI века) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Ислам проник на Сев. Кавказ в результате арабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. Несмотря на то, что Арабскому халифату не удалось надолго закрепиться в Дагестане, распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. В Х-ХII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана.

Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала - Крымского ханства.

Российское правительство всячески препятствовало созданию самостоятельного северокавказского мусульманского духовного управления.

С середины 20-х гг. власти переходят к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры. Уже к 1923 г. была ликвидирована система высшего мусульманского образования.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) антирелигиозная волна несколько стихла и некоторые мечети были вновь открыты.

Демократизация общественной жизни в Советском Союзе, начавшаяся во второй половине 80-х гг., ослабление и последующее упразднение тоталитарного партийно-государственного диктата, принятие в 1990 г. прогрессивного законодательства о свободе совести и вероисповеданий открыли перед исламом, как и перед другими религиями, небывалые в истории России возможности для полнокровной жизни, восстановления канонических норм и внутреннего устройства.

Список использованных источников

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М. 2002.

2. Асадуллин ФА. Мусульманские духовные организации и объединения в Российской Федерации. М. . 1999

3. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М. . 2000

4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). М. 2000

5. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М. . 1996

6. Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993

7. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань. 2001

8. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования. Казань. 2002

9. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

10. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект / М. Центр Карнеги. - М.: Весь мир, 2006. -223 с.

11. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке Казань. 2002.

12. Медведенко Л.И. Именем Аллаха: политизация ислама и исламизация политики-М.: Политиздат, 1988. -255 с.

13. Социально-политические представления в исламе: история и современность. ГАН СССР, Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1987. -119 с.

14. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М. Алгоритм, Эксмо 2007г.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом