Жизнеописание митрополита Антония (Храповицкого)

Детство Алексея Павловича Храповицкого

Род Храповицких был одним из старинных родов в России. Они были московскими дворянами и упоминаются с 1676г. Александр Васильевич Храповицкий состоял на службе у императрицы Екатерины II статс-секретарем, Владимир Степанович Храповицкий был писателем, шталмейстером Высочайшего двора и предводителем дворянства владимирской губернии. «Дед владыки Антония - Павел Александрович, постоянно живший в своем родном имении в селе Ватагино, славился своей образованностью и в своем доме имел богатую библиотеку» Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 17.. Отец - Павел Павлович окончил Петербургский университет, посвятил себя деятельности в земских учреждениях, освободивших крестьян от крепостного права, в последствии трудился в Дворянском и Крестьянском банке. Вел трезвую жизнь и был примерным семьянином. Скончался в 58-летнем возрасте. Мать - Наталья Петровна была дочерью помещика Харьковской губернии, имела широкое образование, отличалась благочестием, любила посещать церкви, монастыри, много молилась дома, своим детям читала Евангелие вслух. Соседи почитали ее святой женщиной. Она скончалась в 70-летнем возрасте уже после революции. Благочестивая дворянско-помещеческая семья Храповицких имела четырех сыновей, из которых владыка Антоний был третьим.

Митрополит Антоний (Храповицкий) родился 17 марта 1863г., в день преподобного Алексия, человека Божьего, в селе Ватагино, Крестицкого уезда Новгородской губернии. Его детство прошло в родном селе и в городе Новгороде, в который со временем переехал дом Храповицких. Еще в детстве Алексей приобрел любовь к церкви Христовой. Новгородский собор святой Софии (1405 - 1050 гг.) произвел на мальчика сильнейшее впечатление. В соборе почивали мощи святых, жития которых Алеша с большим интересом стал изучать. Алексей посещал воскресные и праздничные богослужения, с особым интересом изучал церковную службу, которая сохраняла в то время в Новгороде некоторые особенности древнего устава и пения. Вблизи древнего города он посещал Антониев монастырь, в котором находились мощи преподобного Антония Римлянина, можно представить какое впечатление и духовное развитие в душе мальчика произвели посещения монастыря. В последствии имя святого Антония Римлянина он принял в иноческом постриге.

«Когда наступило время учения, Алеша заявил родителям о своем желании поступить в духовное училище» Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 32.. Но отец отказал, ведь в то время духовные училища в общественном сознании стояли значительно ниже светских учебных заведений.

В своем развитии Алеша был очень способным и любознательным. Кроме знаний в церковной области он интересовался сельскохозяйственными журналами.

Со временем Храповицкие переехали в Санкт-Петербург. В столице церковная жизнь Алексея продолжилась. Он принимал участие в архиерейских богослужениях в качестве иподьякона-книгодержца в Исаакиевском и Казанском соборах. «Здесь Алеша познакомился с японским миссионером - со знаменитым проповедником Японии архиепископом Николаем» Никон (Рклицкий), архиепископ. Указ. соч. С. 31.. Конечно же, знакомство с просветителем Японии, архиепископом Николаем (Касаткиным), святым человеком стало важным событием для юного Алексея.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он был отдан в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию, которая отличалась строгостью дисциплины и недоверием со стороны преподавателей к учащимся. «Здесь у Алеши по отношению к своим товарищам зародилось то чувство сострадательной любви, которое в дальнейшем стало главным мотивом его жизни и главной идеей богословских трудов и открытий в богословской науке, особенно в объяснении им догмата искупления» Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936. Книга 1. Нижний Новгород, 2003. С. 35..

Классическую гимназию Алексей Храповицкий закончил с золотой медалью. Важно будет упомянуть о том, что в последних классах он самостоятельно написал на церковно-славянском языке службу святым славянским просветителям братьям Кириллу и Мефодию, которая в 1887г., была одобрена Священным Синодом для богослужебного употребления и вошла в состав дополнительной минеи.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом