АНАЛИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

Особенности социальной работы с неполными семьями

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям, во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

При работе с неполными семьями следует учитывать следующие особенности:

Психологические проблемы. «Проблема родителей» - проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. Специфичны проблемы отцовской неполной семьи. Это не вполне традиционная модель, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи. Примечательно, что в России таких семей чрезвычайно мало, по сравнению со странами запада, где женщины довольно часто бросают семью (мужа и детей). Такую количественную разницу можно объяснить тем, что в России отец с ребенком более «бракоспособен» по сравнению с одинокой матерью. В Европейских странах и США женщины, в силу менее развитых стремлений к семейственности, не спешат обременять себя не родным ребенком. У российских и азиатских женщин материнский инстинкт более развит, чем у женщин запада.

Проблемы воспитания и социализация детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи - тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания - ребенок не получает внимания родителей. Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако нельзя говорить, что в таких семьях больше педагогически запущенных детей, потому что сегодня дети в России воспитываются не родителями, а средствами массовой информации, мультфильмами, кинофильмами, важно, что родители не дают никакой оценки или какой-либо критики тому, что сегодня пропагандируют кино и мультики. Родители забывают, что нельзя все сводить только к тому, чтобы ребенка накормить, одеть, спать уложить, ведь ребенок нуждается в том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблемы, растолковали, что такое хорошо и что такое плохо. Если нет морально-нравственных установок от родителей, то дети усваивают, то, что им внушит телевизор, а массовая культура сегодня не отличается гуманизмом, справедливостью и добротой. И потому, можно смело говорить, что педагогически запущены большая часть детей в России. В школах уделяется мало внимания подготовки детей к семейному образу жизни [4, с.76].

В последнее время в России можно выделить преобладание женских неполных семей - «бабушка - мать - ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной. В США и странах Европы часто можно встретить такой состав расширенной семьи как - «бабушка - отец - ребенок» или «дедушка - отец - ребенок», в России такое сочетание встречается исключительно редко по двум причинам: в случае, если мать лишена родительских прав, в случае, если матери нет в живых, в других случаях Российское правосудие стоит на стороне матери, в западных же странах матери ограничены в своих материнских правах (мы не рассматриваем женщин бросивших детей) и западное правосудие, как правило, поддерживает отцов, и службы социальной опеки менее к ним критичны. В последние время в СМИ раздаются требования оставлять детей с отцом и требуют эту практику расширить, что можно оценить как наступление на права женщин в России.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании.

Отсутствие опыта семейной жизни. Особенно у матерей - одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально [4,с. 76].

Проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведённым - боязнь повторить ошибку; овдовевшим - память по умершему супругу; одиноким - отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений между родителями - проблему рождения общего ребёнка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей. Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Всё это негативно влияет на ребёнка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетённость, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности. Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребёнка, когда начинается становление психологической идентификации ребёнка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворённость личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребёнка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношении между полами. Всё это не способствует чёткой полоролевой идентификации ребёнка.

Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, ещё до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи, во что бы то ни стало, пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая её однобокой, ведёт к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92% случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.

Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Проблема взаимоотношения детей. В случае рождения в такой семье общего ребёнка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребёнку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Не менее важной является проблема полового воспитания. Причины возникновения неполных семей, прежде всего, кроется в сексуальном воспитании.

Традиционное половое воспитание вело к стремлению мужчин и женщин к созданию и сохранению семьи. Ненавязчивое половое воспитание детей приводило к соответствующему пониманию роли мужчин в семье и роли женщин в семье. Сексу отводилось второстепенное значение и что интересно, что в семьях с таким воспитанием отношения были гармоничны между психологическим климатом семьи и сексуальной стороной жизни.

Сегодняшнее агрессивно - навязчивое западное сексуальное воспитание привело к тому, что сексу выделена главная роль, а психологические роли женщины и мужчины в семье напрочь отсутствуют. Это приводит к тому, что сегодня браки существуют недолго и распадаются из-за непонимания роли мужчины и женщины в семье, неумения понять друг друга, неумения попросту вместе жить.

Молодые мужчины и женщины с таким воспитанием не желают создавать семью, их устраивают просто сексуальные отношения, отсюда - появление неполных семей.

Социальный работник может внести свою лепту в решении этой общественной проблемы (консультации, беседы), т.к. по роду своей деятельности часто работает с педагогическими коллективами школ, церковью, всевозможными социальными реабилитационными центрами, с различными общественными организациями (женскими клубами, благотворительными организациями и т.п.) [4,с.78].

Трансформация гендерных ролей. Самая же большая сложность - затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально - психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье, человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация [12,с.245-246].

Если брак это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям; т.е. действительным браком считается брак заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), то сожительство это просто совместное проживание мужчины и женщины не регулируемое юридически.

В последние два десятка лет наблюдается распространение сожительства, т.е. отказ от официальной регистрации брака, что является индикатором углубляющегося кризиса семьи, деградация ценности фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия и нарастания девиантных форм социального неблагополучия. Увеличивается доля внебрачных рождений, да и сама возможность жить в сожительствах разъедает в сознании многих ценность брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормальных форм совместной жизни [17,с.425].

Репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье, а также вне брака. Ответы на вопрос о желаемом числе детей и ожидаемом не совпадает и часто желаемое число детей превышает установленные ориентации на ожидаемое число детей, учитывая конкретные условия семьи или личности (для неполной семьи) своей жизни [17,с.362].

Показатели предпочитаемого числа детей выражают одновременно соединенность двух компонентов поведения - мнений о потребности в детях и оценки условий жизни. Антонов А.И. выделяет группы основных репродуктивных мотивов: социально-психологический, морально-этический, экономический.

Социально-психологическим мотивом рождения ребенка может быть для женщины, даже одинокой, улучшение здоровья, возможность выйти замуж, родив ребенка, а также желанием имеющегося ребенка иметь брата или сестру.

Морально-этическим мотивом выступает возможность женщин занять в обществе особое положение матери. Рождение второго ребенка обеспечивает связь поколений и продолжение рода, эмоционально обогащает жизнь.

Экономическим мотивом является возможность получить «материнский капитал», в некоторых случаях, получать большие алименты, дающие возможность неплохо прожить на них, а также возможность улучшить жилищные условия.[17,с.389]. Если рождение первого ребенка личность (семья) планирует для себя как обязательное условие своей жизни в ее конкретный момент, то второго ребенка рожают уже оценив условия жизни в будущем. Следует также учитывать и такой аспект: чем выше уровень благосостояния и образования, тем сильнее притязания на карьеру и личный успех, и меньше желания допускать рождение детей, особенно второго и третьего; хотя стоит отметить, что чаще всего допускают рождение второго и третьего ребенка люди, профессиональные достижения которых и устремления к профдостижениям имеют наименьший разрыв. Многодетность допускается как семейная преемственность, как национальная особенность, и у девиантных групп населения, даже в неполных семьях [17,с.402].

Итак, неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания. Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворённость личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребёнка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношении между полами. Всё это препятствует чёткой полоролевой идентификации ребёнка.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом