Социальная работа с неполными семьями в Российской Федерации

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозит увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной политики являются: реализация установленных законом социальных гарантий гражданам в области социального обслуживания, материальной поддержки неполных семей; совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным типам неполных семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя; широкое использование активных форм социальной поддержки неполных семей (социальная и психологическая реабилитация и адаптация, содействие в самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.) [11, с.158].

Основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска [12, с.156].

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояния и доходы семей. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

К настоящему времени сложилось четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и всвязи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) [11,с. 161].

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях.

Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан Основной закон предусматривает определенные правовые льготы.

Льготы - преимущества, установленные законом, в виде дополнительных прав или освобождение от определенных обязанностей - охрана труда и здоровья женщины, создание условий для труда и материнства, правовая защита, материальная защита материнства и детства.

Законодательно закрепленные льготы обеспечивают: равенство в обществе (льготы женщинам, несовершеннолетним); поощрение граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы семьям погибших военнослужащих) [4, с.47]. Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с неполными семьями - выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи вцелом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.

Целями в деятельности специалиста по социальной работе являются: установление социального статуса клиента; составление индивидуальных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств; анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.

Для достижения указанных целей, специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности, такие как: учет неполных семей; осуществление первичного приема представителей неполных семей, выявление их потребности в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание; сбор документов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с неполной семьей, контроль над их выполнением; осуществление посреднических функций с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, службах занятости, судах и т.д.); осуществление социального патронажа над неполными семьями, в том числе после выполнения программ работы с ними; консультирование представителей неполных семей по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав неполных семей.

С целью обеспечения своих обязанностей специалист имеет право от имени учреждения представлять интересы неполной семьи в различных инстанциях (в том числе в суде); запрашивать от клиентов информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативами, регламентирующими работу учреждения; готовить запросы от имени руководителя учреждения в различные организации в пределах своей компетенции; посещать семьи клиентов для обследования условий их проживания; принимать участие в подготовке и проведения медико-психолого-педагогического консилиума; вносить предложения о постановке или снятии с учета клиентов.

Налаживание позитивного контакта с семьей - обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом. Специалист по социальной работе с семьей сталкивается как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В содержание деятельности специалиста по социальной работе с неполной семьей включаются такие формы социальной работы как: составление социального паспорта неполной семьи и ведение базы данных о ней; создание количественных и качественных аналитических показателей функционирования семей которые включают в себя социально-биографические данные, материальное положение, жилищно-бытовые условия, взаимоотношение в семье, медико-социальное здоровье семь и потребности и интересы, вероисповедание; объем и качество необходимой социальной помощи [12, с.85]. Деятельность специалистов по социальной работе с неполной семьей должна быть направлена не только на решение существующих проблем семьи, но и на их профилактику и последующую терапию. Это позволит перейти от социального обслуживания отдельных категорий семей и их членов к комплексной профессиональной социальной работе как мощному и действенному инструменту социальной политике государства Специалист по социальной работе с неполной семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника и социального педагога. Исходя из этого, Е.И.Холостова рассматривает следующие функции специалиста по социальной работе с семьей:

диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, степень и направленность влияния на нее микросреды и ставит «социальный диагноз»;

прогностическая - прогнозирует развитие и совершенствование социальной политики, событий, процессов, происходящих как в семье, так и в группе людей и влияет на выработку определенных моделей социального поведения;

правозащитная - использует законы и правовые акты в интересах оказания помощи и поддержки семей, их защиты;

организационная - привлечение к работе общественности в оказании различных видов помощи и социальных услуг нуждающимся семьям;

социально-медицинская - организует работу по профилактике болезней, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности семей в различных видах деятельности: воспитательной, межличностного общения, привлекает к работе с ними различные общества;

психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности;

коммуникативные - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией и выступает в роли агента для выработки единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания и социального контроля [13, с.189-191]. Б.Ю.Шапиро выделяет следующие задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с неполной семьей: - изучение социальной напряженности, понимание сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития; - социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявление гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;

- оказание, нуждающимся семьям социальной, социолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, психологической и материальной помощи;

- содействие интеграции деятельности различных государственных, общественных, коммерческих и иных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической и культурной помощи во все периоды жизни семьи, а особенно на начальном этапе, для достижения семьей экономической самостоятельности;

- умение владеть техникой и технологией социальной работы и влияние через государственные и общественные организации, органы местного самоуправления на формирование в муниципальном округе (районе, участке) климата доброжелательного и всеобщего уважения к инвалидам, пожилым и детям; организация деятельности добровольцев [2,с.189-192]. Конечно, все описанные выше качества и уровень компетенции не может быть получен в стенах учебных заведений. Знания, позволяющие реализовывать все требования к социальной работе приобретаются не только в ВУЗах, в процессе непосредственной работы, но и непрерывного профессионального самообразования и саморазвития, которым социальному работнику необходимо заниматься на протяжении всего времени работы в социальных учреждениях.

В работе с неполными семьями наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и простого человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь. Конечно, все описанные выше качества и уровень компетенции не может быть получен в стенах учебных заведений. Знания, позволяющие реализовать все требования к социальной работе, приобретаются не только в ВУЗах, не только в процессе непосредственной работы, но и непрерывного самообразования и саморазвития, которыми соцработнику необходимо заниматься на протяжении всего времени работы в органах социальной защиты.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом