ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально - политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важнейших сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно - семейных отношений во всех экономически развитых странах, особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан.

Актуальность исследования заключается в том, что условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи ощущается в проявлении ряда проблем семьи, но успех решения их становится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на «несхожесть характеров».

Повышение требований к качествам супругов означает распространяющееся шире перевес ориентаций на брачного партнера над установками к продлению супружества, здесь находятся простые решения: смену брачных партнеров осуществить легче, чем их «перевоспитать». При отождествлении потребности в браке с потребностью в партнере (что часто встречается в современном мире) такая «неудовлетворенность браком» скорее ведет к разводу и повторным поискам. Различение этих двух потребностей чаще ведет к поискам путей налаживания взаимоотношений и улучшению семейного климата [17,с.425].

Дестабилизирующими факторами разводов российских семей являются: краткость добрачного знакомства, вступление в брак до 21 года, влияние неудачности брака родителей, добрачная беременность, различие в установках детности, разница в характере проведения свободного времени и в распределении свободного времени и в распределении обязанности и властных полномочий.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России.

В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Область данной проблемы уже несколько лет изучают А.И.Антонов, Е.М.Черняк, П.Я.Циткилова, которые в достаточно полной мере разработали тему семьи.

Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Целью данного исследования является рассмотрение проблем неполной семьи и использование методов социальной работы по их решению

Задачами данной курсовой работы являются:

1. Раскрыть понятие неполной семьи. Дать социально-экономическую характеристику неполной семьи.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы.

3. Выявить особенности социальной работы с неполными семьями.

4. Проанализировать деятельность учреждений социальной работы в Забайкальском крае.

Объектом изучения данного курсового исследования является социальная работа с неполными семьями в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы - особенности социальной работы с неполными семьями в Забайкальском крае.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование методов социальной работы с неполными семьями в различных социальных учреждениях способствует социализации семей, адаптации к современным условиям, а также привлекает внимание социальных служб и государства к данной проблеме.

Методы исследования: анализ документов, сравнение, анализ-синтез.

Теоретическая значимость работы представляет интерес для специалистов по социальной работе, психолологов, социологов, а также студентов при подготовке к занятиям по данному курсу и специалистов социальных учреждений. Тематика работы может представлять интерес для более глубокого научного изучения.

социальная работа неполная семья

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом